Валерий Шалаев: «Модернизация Бельских барж – залог успеха работы «БашВолготанкера» в Уфе»

В этом году «БашВолготанкер» проводит самую масштабную за последнее десятилетие модернизацию флота. В начале зимы на верфи судоремонтных заводов встали 29 судов. Все они приводятся в соответствие с требованиями национальных и международных стандартов. На танкерах поднимается настил второго дна и переоборудуется грузовое пространство. Баржи оснащаются двойным корпусом. Это позволит компании сохранить грузовую базу и выполнить свои обязательства перед «Роснефтью» по перевозкам нефтепродуктов в том числе и из Уфы.

Генеральный директор АО «Благовещенский судостроительно-судоремонтный завод» Валерий Шалаев рассказал «Вестнику БашВТ» о деталях текущего судоремонта и тонкостях модернизации барж типа Бельская.

Валерий Викторович, какие суда «БашВолготанкера» проходят модернизацию на вашем заводе?

У нас сейчас модернизируются две баржи «Волготанкера»: «Бельская-70» и «Бельская-71». Все работы ведутся на судоподъемных сооружениях, требуемых для такой технологии исполнения. Объемы работ по каждой единице флота одинаковые – 350 тонн металла. Задействованы 80 человек — наши работники и специалисты по подряду. Сдать обе единицы планируем к концу апреля, приложим для этого все силы.

Модернизация барж интересовала нас давно – уже два с половиной года шла речь о необходимости устройства на корпусах Бельских второго борта и второго дна – для экологической безопасности при эксплуатации на внутренних водных путях. После того, как стало понятно, что послаблений уже не будет и однокорпусные суда выводятся из эксплуатации, «БашВолготанкер» принял решение о модернизации.

Проектное решение разработано Астраханским центральным конструкторским бюро под руководством А.В. Комиссарова. При подготовке к производственным работам уже на заводе мы также внесли корректировки в конструкционную часть, которые позволили оптимизировать бюджет судоремонта без потери качества. Потом свой опыт передали другим заводам, задействованным в текущих работах.

Какие именно работы осуществляются?

Основные принципы модернизации “Бельских” следующие. Формируются три дополнительные продольные переборки, раздвигаются две существующие боковые переборки и формируются вторые борта. Поперечные переборки остаются на тех же шпангоутах. Дно поднимается на 850 мм. Для сохранения грузоподъемности транспортной единицы наращиваются борта на ту же величину. Проект также предусматривает сохранение существующего настила палубы в годной его части.

Для этого на каждом судне определенным образом вырезается палуба, поднимается или удаляется на время. Далее формируются узлы и элементы новой конструкции, и потом палуба устанавливается на место. Параллельно с судокорпусными работами модернизируется и формируется пароподогрев по новой схеме – на барже это примерно 2,2 км трубопровода. Также дополнительные межбалластные отсеки оснащаются системой осушения. Кроме модернизации на каждой из барж имеются определенные объемы текущего судоремонта: на 70-й это пять тонн сменяемого металла, на 71-й – двадцать три тонны. Заключительными этапами работ являются окраска и испытания.

На каком сейчас этапе работы?

Сейчас завершаются судокорпусные работы по обеим баржам. Первой будем сдавать 71-ю, потом 70-ю. Пока нет окончательного решения по тому, как будут проходить испытания, кренование. В любом случае, модернизация обеих барж планируется закончить к началу навигации на Белой – с завода они сразу пойдут под погрузку на Уфимские НПЗ.

Помимо модернизируемых барж, какие еще суда «БашВолготанкера» находятся на вашем заводе?

Еще есть толкачи, несколько барж, НПС «Дербешка». Они проходят мелкий межсезонный ремонт и практически готовы к навигации. Еще на отстое стоит баржа «Караидель», она уже приспособлены к новым требованиям.

БССЗ не первый раз участвует в модернизации флота «Волготанкера». В 2000-х на вашем заводе уже проводились работы по строительству второго корпуса. В чем принципиальные отличия?

В начале 2000-х задача была примерно та же – сформировать межбортное и междонное пространство, правда делали это несколько иным способом. Тогда нашим заводом были модернизированы 2 баржи. Потом на основе этого проекта «Волготанкер» построил еще 4 несамоходных судна с аналогичной конструкцией.

Вообще, сама конструкция Бельской баржи была спроектирована для эксплуатации по реке Белой.  У судна уникальные соотношения измерений: ширины, высоты борта и длины. Даже сама конструкция – эластичная.

Это позволяет использовать судно большой грузоподъемности с минимально допустимой массой корпуса в условиях мелководья и извилистого русла реки. Танкеры могут пройти только в определенный период при наличие большой воды, фактической альтернативы нет. Наличие таких барж у «БашВолготанкера», приведенных в соответствии со стандартами, является залогом успешной работы на этой линии и определяет конкурентные преимущества судоходной компании.