Ольга Амплеева: Флот для меня – это свобода мысли!

Второй помощник капитана теплохода «Урал-29» Ольга Амплеева работает в «БашВолготанкере» сравнительно недавно – 6 лет.  Зато водит теплоход на одном из самых сложных участков Волго-Камского бассейна – реке Белая. Во многом помогает опыт – за ее плечами судоходный стаж более 20 лет.

«Вестник БашВТ» продолжает беседовать с сотрудницами компании, выбравшими для себя непростую профессию речника.

Ольга, как вы пришли в профессию?

В юности я смотрела по сторонам: на размеренную жизнь на берегу, рабочую суету, каждодневную рутину и думала «Я так не хочу жить». После 8 класса поступила в авиационный техникум. Окончила его по специальности «авиационные двигатели». Но трудоустроиться сразу не смогла – это были 90-е, развал союза, ни работы, ни денег. Поэтому поступила в речное училище на вечернее отделение. И одновременно устроилась в Бельское речное пароходство, в Кузнецовский затон, мотористом-рулевым на толкач. Потом стала вторым помощником капитана на маленьком толкаче. Толкали баржи с песком в основном. Отработала в Башкирском пароходстве 18 лет. Потом на некоторое время ушла к частнику. В 2013 году устроилась в «БашВолготанкер»

Как вы попали в компанию?

Повезло. В тот год на реке Белая было аномальное маловодье, людей в пароходстве не хватало. Несмотря на сомнения: женщина, еще и помощник капитана, еще и не работала с опасными грузами, меня взяли. Очень благодарна за это Андрею Игоревичу Мартынову. Помню, как во время собеседования капитаны-наставники стояли и отговаривали: «Да она только на песке работала», а он молча слушал-слушал, потом отрезал «Все на песке работали. А нам люди нужны». Так я начала работу в «БашВолготанкере» — вторым помощником на теплоходе «Урал-22». Было страшно: ответственность высокая. Хочу сказать спасибо капитану Николаю Анатольевичу Яшкиреву. Он поверил в меня, взял в свою команду, многому научил. Доверял сложные маневры. Иногда даже заставлял там, где я сама не верила в себя и боялась.  В этом году выхожу на «Урал-29», также вторым помощником капитана-вторым помощником механика.

Почему боялись? Ведь у вас за плечами огромный стаж судовождения в Бельском речном пароходстве?

Баржа другая, груз другой. До этого я работала на реках Уфе и Верхней Белой. Они обе узкие и мелкие. Но нефтеналивные баржи имеют иные габариты, иной радиус закругления. А река Белая – сложная. К нам иногда приходят люди с Волги и удивляются «как вы ходите?». Волга – широкая, глубокая. Белая совсем иная – с крутыми поворотами, частым мелководьем. Есть места, где даже сейчас иду и боюсь, особенно ночью.

Кроме того, песок – это палубный груз, в случае чего всегда можно в трюм залезть, заделать пробоину. Когда там мазут, этого уже не сделать.

Как ваша семья отнеслась к вашему выбору? Совсем нестандартная профессия для женщины.

Мама сначала отговаривала. Ей казалось, что меня научат чему-то плохому: пить-курить. Потом убедилась, что я чужому негативному влиянию не поддаюсь, и успокоилась.

Думаю, при выборе профессии еще повлияла наследственность. Мой дедушка во время войны служил на колесном пароходе. Эта любовь к реке – врожденная. Еще я начинала в 90-е, когда сохранялись остатки того уникального духа советского речного пароходства. Люди были влюблены в свою профессию, работали за идею, мечту. Жаль, что людей старой школы остается все меньше и меньше. Я многому у них научилась.

Даже когда родила, не бросила флот. До 2.5 лет оставляла сына на берегу, потом был у меня год перерыва. С 4 лет брала его с собой. А что делать, если уходишь в рейс на полгода. Объясняла, что можно было делать на судне, что нельзя. И коллеги, конечно, помогали.

Чем занимаетесь в межнавигационный период?

Работаю. Устраиваюсь обычно по распределению. 10 лет трудилась на заводе слесарем, еще в пекарне работала. Каждый раз, сравнивая текущую деятельность с работой на флоте, понимаю правильность своего выбора.

Что вас вдохновляет в профессии?

Поначалу это были юношеские мечтания. Сейчас на первый план вышло ощущение свободы. Не свободы от начальства или обязанностей, а свободы мозга, мыслей. Особенно, когда стоишь на ходовой вахте, и перед тобой гладь реки. Еще мне нравится смена деятельности: полгода ты работаешь на судне, полгода – где-то еще. Успеваешь отдохнуть и соскучиться.

Что для вас самое сложное?

Для меня самое сложное – поверить в свои силы. Всегда были люди, которые верили в меня больше, чем я сама. В итоге все сложилось удачно. Рада, что не собираю авиационные двигатели. Рада, что работаю на нефтеналивных грузах.  Последнее время немного утомляет объем бумажной работы, т.е. делопроизводство. Но это неотъемлемая часть профессии.

Бывает желание все бросить и уйти?

Конечно, как у любого человека. Навигация длинная, в одном коллективе в замкнутом пространстве находиться тяжеловато. К осени все устают. Потом наступает зима, успеваешь соскучиться – и снова в рейс. С годами я научилась находить компромиссы: мириться с обстоятельствами и сохранять внутренний покой при этом.

Вы общаетесь с командой в межнавигационный период?

Конечно, поддерживаем связь. С кем-то больше, с кем-то меньше. Часто общаюсь с коллегами из Бельского пароходства. Многие из них сейчас работают в «БашВолготанкере». Очень ценю наше общение с капитаном – Николаем Анатольевичем.

Ваш сын несколько лет ходил в рейс с вами. Пойдет по вашим стопам?

Нет. У него удивительный музыкальный слух. Он буквально живет музыкой. Сейчас учится в музыкальном училище по классу баяна. Играет классику: Баха, Вивальди. Видимо, профессия и правда передается через поколение.