«БашВолготанкеру» – 70 лет. Вспоминаем историю
В апреле 2018 года «БашВолготанкер» отмечает 70-летний юбилей. Сегодня компания — один из лидеров по перевозке нефтепродуктов в центральной части России. Маршруты флота проходят по Волге, Дону, Белой, Каме. Офисы компании представлены в 7 регионах: Башкирии, Татарстане, Москве, Самарской, Ярославской, Ростовской и Астраханской областях. Растут производственные мощности, начата модернизация флота… А 70 лет назад все начиналось с обычного эксплуатационного участка Волжского нефтеналивного пароходства на реке Белой.
К середине XX века в Башкирии вовсю шло освоение нефтяных месторождений. В 1938 году открыт Уфимский нефтепункт. В Ишимбае и Уфе построены нефтеперерабатывающие заводы. Запущена перевалочная станция в Дербешке. Объемы перевозки нефтепродуктов из Башкирии ежегодно росли.
Нефтеналивной флот «Волготанкера» в Уфе на тот момент уже не справлялся с поставленными задачами. В его составе – 15 пароходов, 8 из которых дореволюционной постройки. К тому же, перевозки из Башкирии проходили под управлением команды из Перми. Это сильно осложняло работу и приводило к срыву сроков.
К концу 40-х годов стало ясно, надежную поставку нефтегрузов обеспечит только собственное пароходство в Республике.
1 апреля 1948 года приказом Министерства речного флота СССР образован Уфимский эксплуатационный участок пароходства «Волготанкер» с местом нахождения в Уфе. В его состав вошли Уфимский и Дербешинский нефтепункты.
Для увеличения грузовой базы «Волготанкер» направил в Башкирию дополнительный флот: баржи и буксирный флот. На Новоуфимском НПЗ в короткие сроки построены новые причалы. В 1952 году на вооружение уфимского участка поступил первый танкер – голландский «Албанец», репатриированный из Германии.
В срочном порядке начата работа по подготовке кадров. Созданы школы командного и кадрового резерва. Молодые речники из Башкирии направлялись на учебу в Астраханское речное училище и Куйбышевский речной техникум.
Благодаря слаженной работе к концу 50-х годов коллективу «Волготанкера» удалось справиться со сроками вывоза нефтепродуктов из Уфы. Объем поставок достиг 5 млн тонн.
В 1966 году за досрочное выполнение семилетнего плана рабочий коллектив «Волготанкера» был награжден орденом «Трудового Красного Знамени».
В 70-х годах наступил бурный рассвет нефтяной промышленности Советского Союза. К 1980 году руководство СССР планировало увеличить переработку нефти в стране на 30% и довести ежегодный объем до 75 млн тонн. Для этого мобилизованы все транспортные ресурсы, в том числе и речной транспорт.
В управлении «Волготанкера» эти планы неоднократно обсуждались. На их основе была построена концепция развития Башкирского управления. К началу 80-х годов производственные показатели уфимского участка ошеломляюще выросли – практически в 2 раза. Башкирское управление выделялось из всех районных управлений и его часто ставили в пример другим эксплуатационным подразделениям пароходства.
С распадом Советского Союза в начале 90-х наступило время рыночных отношений. В 1992 году создано акционерное общество «Волготанкер».
В 1996 году Башкирское управление было выделено в дочернее предприятие «Волготанкера» – ЗАО «СК «БашВолготанкер». В состав флота вошли 150 судов, рейсы выполнялись во многих бассейнах страны и мира.
В 2000-х годах для компании наступили тяжелые времена. Упали объемы нефтепереработки в Уфе, замедлились темпы дноуглубительных работ на реке Белой. В 2006 году началось банкротство материнской компании – пароходства «Волготанкер». Впервые с момента основания суда, в том числе башкирского подразделения, не вышли в навигацию …
Несмотря на сложности, «БашВолготанкер» сохранил свою значимость на транспортном рынке Башкирии.
Компания постепенно стала главной производственной силой Волжского нефтеналивного пароходства. За счет арендованных у материнской компании судов вырос флот. Установились партнерские отношения с нефтяными компаниями. Предприятие осталось основным грузоперевозчиком нефтепродуктов из Башкирии.
В 2017 году «БашВолготанкер» продолжил наращивать производственный потенциал. Объем перевозки составил уже 1,8 млн тонн, в навигацию вышло 130 судов, вдвое увеличены перевалочные мощности. В 1.5 раза вырос оборот компании. Началась масштабная модернизация флота.
2018 год открывает перед «БашВолготанкером» новые перспективы. Компания приступает к выполнению крупнейшего для себя контакта с «Роснефтью» сроком на 5 лет. В текущую навигацию планируется перевезти 2 миллиона тонн груза из центральной части России в Ярославль и порт Кавказ. Это потребует мобилизации ресурсов и одновременно станет важным этапом в развитии судоходной компании.
За 70 лет небольшой эксплуатационный участок на реке Белой вырос до крупной судоходной компании с собственным флотом и высококлассными специалистами. За это время сложились замечательные флотские династии, появились свои корпоративные традиции. Опыт речников передается из поколения в поколение. Профессионализм, вовлеченность в работу, неравнодушие к своему делу не раз отмечались руководством страны и отрасли.
Сегодня можно смело сказать, «БашВолготанкер» – достойный преемник традиций Волжского нефтеналивного пароходства, который обязательно внесет свой вклад в развитие речного транспорта нашей страны.