За Волгой для нас земли нет!
2 февраля исполняется 75 лет со дня победы советских войск в Сталинградской битве, судьбоносном сражении Великой отечественной войны. Бои за город продолжались 200 дней и ночей. За это время противник понес миллионные потери, а Красной армии удалось переломить ход войны и перейти в контрнаступление.
Подвиг советских солдат навсегда вошел в историю. Однако их победа была бы невозможна без тех, кто ценой своей жизни обеспечивал город всем необходимым: моряков каспийской флотилии и речников волжского пароходства.
Волею судеб Нижне-Волжское пароходство стало одним из главных транспортных подразделений Сталинградского фронта — на него возложили организацию переправ населения, сельскохозяйственного оборудования, скота. Непрерывными караванами шли суда «Волготанкера» с горюче-смазочными материалами на фронт. В самый тяжелый период боев за Сталинград речники волжского нефтеналивного пароходства под непрерывным артиллерийским и минометным огнем, ударами немецко-фашистской авиации работали над сталинградских переправах: поставляли топливо, танки, боеприпасы, маршевые пополнения, вывозили из города раненых.
Потомственный волгарь и хранитель истории «Волготанкера» Владимир Васильевич Пермяков, сам принимавший участие в обороне Сталинграда, так описывает подвиг речников в книге «Волга и нефтефлот».
Самым тяжелым периодом для речников и моряков Волжской военной флотилии при обороне Сталинграда стала навигация 1942 года Вражеская авиация подвергала переправы частым налетам, гибли люди, нес потери флот, но пароходы ни на один день не приостанавливали работу. По данным Наркомречфлота, в июле и августе через Волгу было переправлено 1874 тысячи голов скота, 3529 сельскохозяйственных машин, 5102 автомашины, 8245 подвод.
К 23 августа на переправах работали 43 парохода и 91 баржа.
В черте самого Сталинграда девять переправ обслуживали в основном небольшие катера, доставлявшие войскам подкрепление и продовольствие, а из зоны боевых действий вывозили на левый берег раненых и жителей города.
На переправах Камышина, Светлоярской и Каменоярской работали мощные буксирные пароходы и крупнотоннажные баржи, преимущественно пароходства «Волготанкер». Они перевозили танки, тягачи, артиллерийские орудия, боеприпасы, армейские части, продовольствие и снаряжение. <…>
Боевая работа речников продолжалась до ледостава. 16 декабря встала Волга в районе Сталинграда. Тыловые базы получили связь с войсками по льду, и волгари прекратили работу.
За навигацию 1942 речной флот понес невосполнимые потери. Серьезно были разрушены судоремонтные предприятия. Бомбежками с воздуха были уничтожены управление Нижне-Волжского пароходства и узел связи. Но и в таких условиях речники провели ремонт флота, подготовив его к новой навигации.
В коллективе пароходства «Волготанкер» за время боевых действий при обороне Сталинграда погибли, выполняя свой долг, 124 человека, потеряно или повреждено каждое четвертое судно.