За мужем на флот — Ирина Саранцева о том, как стала шкипером

Когда Ирина Саранцева пришла молодой девушкой на флот, о работе шкипера знала совсем немного. Спустя 17 лет юный речник превратился в профессионального специалиста, мастерски справляющегося со своими обязанностями. Сейчас Ирина Семеновна трудится шкипером теплохода «Капитан А. Топаев».

— Работать шкипером вы начали в 2002 году. Почему решили перейти с берега на флот?

По образованию я технолог, закончила Астраханский технический колледж. После учёбы вышла замуж, занималась воспитанием детей. Когда сыновья подросли, начала искать работу. К сожалению, это оказалось для молодой девушки с двумя маленькими детьми сложной задачей — найти работу было непросто. Вот тогда-то и поступило предложение от компании «Волготанкер» — освободилась вакансия шкипера. Учитывая, что к тому времени муж Алексей Викторович уже работал в компании, согласилась. С тех пор, вот уже 17 лет, мы вместе трудимся шкиперами.

— Работать на флоте не просто. Как привыкали к новому месту работы?

Изменения в жизни всегда даются нелегко — было и страшно, и тяжело, но при этом очень интересно. К тому же профессия шкипера требует особых знаний и навыков.

Знакомиться с особенностями работы я начала уже на практике, активно изучала тонкости и нюансы. В этом мне очень помог супруг — всегда подсказывал, делился информацией, был моим наставником. А в 2003 году компания направила меня на обучение в Астраханское речное училище, откуда я вышла квалификационным шкипером.

— Каким, по-вашему, должен быть шкипер?

Прежде всего ответственным. Профессия предполагает большую сосредоточенность, дисциплинированность. Обязательно нужно быть честным и справедливым. Работа действительно не простая — осуществить погрузку баржи сможет не каждый. Общаясь с членами экипажа, многие признаются, что не смогли бы стать шкиперами.

Шкипер отвечает за качество и количество перевозимого груза — именно за эти показатели в 2012 году, работая на барже «Наливная–619», мы были названы «Лучшим экипажем» компании.

— До сих пор многие думают, что женщинам не стоит идти на флот. Говорят, что на судах спрос с них больше, чем с мужчин. Это действительно так?

Нет, конечно. Отношение к женщинам такое же, как и к мужчинам — требования одинаковые. Поэтому девушки, которые планируют работать на флоте, должны понимать, что поблажек здесь нет, но и требовать больше, чем от коллег-мужчин, тоже не будут. Главное — умело выполнять свои обязанности. Но и не забывайте — это действительно физически тяжелая работа.

Алексей Саранцев

— Кроме того, работать на флоте морально тяжело. Как вы справляетесь с трудностями, связанными с этим?

Если бы рядом не было супруга, то на флоте я бы надолго не задержалась, да и изначально бы не пошла сюда работать. Его поддержка, во многом именно психологическая, моральная, помогает справляться с трудностями. Когда рядом родной и близкий человек — все воспринимается иначе: легче, проще. Работать с кем-то другим точно бы не смогла — с незнакомыми тяжелее во всех смыслах. У нас же с Алексеем полнейшее взаимопонимание.

Но, конечно, все зависит от человека, и его умения справляться со стрессовыми ситуациями.

— Как прошла навигация этого года? Что бы вы отметили?

Навигация этого года была непростой. В связи с маловодьем на участке Нижний Новгород – Городец «БашВолготанкер» производил паузку судов на специально выделенных рейдах в Нижегородской области. При перегрузке нефтепродуктов требуются дополнительные усилия — по факту, это двойная нагрузка. А на Нагаевском рейде сложная отгрузка — необходимо поймать требуемую осадку судна.

Но опять же — спасибо мужу!

— Расскажите о вашей семье — кто-то еще кроме вас с мужем работает на флоте?

По праву мы можем считаться представителями трудовой династии. Мама моего супруга Мария Алексеевна посвятила «Волготанкеру» 44 года — участвовала в строительстве домов для речников, а на пенсии работала береговым матросом. За многолетнюю добросовестную работу награждена медалями и почетными грамотами.

Дети также пошли по нашим стопам. Николай трудится электромехаником на теплоходе «Урал-10», Дмитрий — судостроитель, сейчас продолжает обучение в Астраханском техническом университете.

— Хотели бы, чтобы и внуки выбрали флотскую профессию?

Да, хотелось бы продолжения династии Саранцевых. Но при этом понимаю, что работа на флоте тяжелая, поэтому пусть будет как будет.

— Наступил межнавигационный период. Чем планируете заниматься?

Сейчас мы наслаждаемся долгожданным отдыхом.

— Что бы вы посоветовали тем, кто только планирует пойти работать на флот?

Целеустремленности и выдержки. Любите свою работу.