Первый на пристани: гонки пароходов были привычным явлением
В наши дни движение водного транспорта по речным магистралям страны строго регламентировано. Прохождение основных инфраструктурных объектов, заход в порты, обгоны и расхождения судов – все это прописано в Водном кодексе и многочисленных сводах правил. Однако 150 лет назад все было иначе.
Середина 19 века – рассвет парового судоходства на Волге. Пароходные общества и появлялись один за другим: «На Волге», «Кавказ и Меркурий», «Самолетъ», «Восточное Общество Товарных Складов», «Товарищество бр. Нобелей»… В общей сложности в Волжском бассейне ходило более 2500 судов на паровой тяге. Активно растущая конкуренция на фоне отсутствия закрепленных на бумаге ограничений породила увлекательное для того времени явление – гонки пароходов. Подобный эпизод, кстати, наглядно изображен в киноленте Эльдара Рязанова: «Жестокий романс».
Капитан практически каждого пассажирского судна (и довольно часто – грузового) считал «делом чести» обогнать по пути конкурентов и прийти на пристань первым. В азартную борьбу включалась вся команда, от старпомов до судового повара. Кто мог, помогал наращивать ход. Кто не мог, боролся с соперником психологически, осыпая его насмешками и ругательствами. На мелких реках в ход шли подручные средства: под колеса впереди идущего плавсредства сбрасывали специально заготовленные коряги.
Нередко подобные гонки заканчивались происшествиями: ломались колеса, выходили из строя котлы. При сближении или даже столкновении участники гонки получали более серьезные увечья, страдали люди. Отдельно доставалось мелким судовладельцам: волны, поднятые пароходами на полном ходу, переворачивали лодки, баржи, небольшие суда.
Владельцы крупных пароходных обществ негласно поощряли действия экипажей. Наличие в составе флота наиболее быстроходных судов заметно повышало престиж самого общества и вело к росту популярности данного товарищества у пассажиров и грузовладельцев. Например, непобедимым так и остался пароход Фельдмаршал Суворов» общества «Кавказ и Меркурий». Часто его даже использовали для проверки быстроходности судов – на так называемой «мерной мили».
Практически сошли «на нет» гонки уже в начале 20 века — октябрьская революция и последовавшая за ней национализация флота полностью изменили историю развития отечественного речного судоходства.