Никита Шаталов: «Горжусь, что работаю суперинтендантом»

Никита Шаталов — самый молодой суперинтендант судоходной компании «БашВолготанкер». В его группе — семь судов: «Волгонефть–102», «Волгонефть–103», «Волгонефть–119», «Волгонефть–148», «Волгонефть–153», «Волгонефть–162», «Волгонефть–249». Ему всего 26. Но он уже зрелый профессионал и занимает достойное место в одном ряду с опытнейшими сотрудниками.

— Никита, какое необходимо получить образование, чтобы стать суперинтендантом?  

— Как правило, суперинтендантами становятся либо механики, либо кораблестроители. В моем случае все иначе, я — судоводитель.

В школе даже не задумывался о том, кем хочу стать. Мой папа — тренер. Я с детства занимаюсь спортом, поэтому и представить не мог, что свяжу свою жизнь с флотом.

После школы встал вопрос, куда идти учиться. Окончив 9 класс, поступил в автодорожный колледж, но не сложилось. Снова встал выбор, и в этот раз я смотрел на востребованные и высокооплачиваемые в Астрахани профессии. Наибольшая занятость в нашем регионе сосредоточена в сфере судоходства и добычи и переработки полезных ископаемых. Добывающая промышленность меня не интересовала, поэтому решил поступать в легендарное Астраханское речное училище на судоводителя. После его окончания в 2012 году продолжил обучение во ВГАВТ. Высшее образование планировал получать по специальности «Кораблестроение», но по данному направлению не набралась группа. В итоге я продолжил учебу по специальности «Судовождение». Академию окончил в 2018 году, уже работая прорабом на судостроительно-судоремонтном заводе имени В. И. Ленина.

— Рассматривали вариант работы непосредственно на судах?

— Во время учебы я проходил две плавательные практики. Первую —на танкере «Волгонефть–102» на Криушинском судостроительно-судоремонтном заводе в 2010 году, где был привлечен в группу саморемонтной бригады для подготовки судна к навигационному периоду. Вторую — годом позже на Каспийском море. Имея некие практические навыки и знания после первой практики, выполнял функции вахтенного матроса–рулевого.

Понял, что по своему темпераменту и характеру не могу находиться в замкнутом пространстве в течение долгого времени. Все же мне ближе работа на берегу.

— Как складывался ваш профессиональный путь?

— Работать по выбранному профилю я начал сразу после окончания училища. В течение двух лет трудился ассистентом главного инженера на судостроительно-судоремонтном заводе «Галактика» в Астрахани. В мои обязанности входило взаимодействие с иностранными компаниями, такими как голландская «Вагенборг» и итальянская «Сайпем». Я занимался подготовкой ежедневных отчетов, составлял графики, контролировал качество выполнения работ, определял последовательность ремонта, согласовывал порядок выполнения заявленных работ и т.д.

Учитывая, что на тот момент я только получал высшее образование, и, к тому же, не профильное, устроиться на работу по направлению кораблестроения и судоремонта не было возможности. В 2017 году все же удалось попасть на судостроительно-судоремонтный завод имени В. И. Ленина — я успешно прошел личное собеседование с генеральным директором предприятия, и меня взяли на должность прораба. Опыт, полученный на заводе «Галактика», здесь очень пригодился: работа с иностранными заказами помогла мне в процессе планирования работы. В то же время, я получил много дополнительной и полезной информации о механизмах судов и плавательных средств, которые мы ремонтировали — значительно пополнил базу знаний и овладел новыми навыками.  К работе всегда относился с интересом и увлечением. Это замечало руководство завода — стремление добиться лучших результатов не раз отмечалось премиями и грамотами.

— Как вы оказались в «БашВолготанкере»?

— Ремонт флота ЗАО «СК «БашВолготанкер» — неотъемлемая часть деятельности завода имени Ленина. Кроме того, Астраханский участок судоходной компании базируется на территории предприятия. Я знаком со всеми работниками подразделения, в том числе с начальником Федором Ивановичем Панченко. Он-то и пригласил меня на должность суперинтенданта в 2018 году.

Сначала долго сомневался, т.к. смена рабочего места являлась для меня глобальной переменой в жизни, к которой я был не готов. К тому же не мог просто оставить работу на заводе, т.к. болел всей душой и за свой участок, и за всё предприятие. Только спустя два месяца, тщательно обдумав предложение и взвесив все за и против, согласился. И вот в октябре прошлого года приступил к работе в «БашВолготанкере» в качестве суперинтенданта.

Принятым решением доволен. Для меня это шаг вперёд, возможность получить профессиональный опыт. Работа прораба тоже была очень интересной, но она в отличие от работы суперинтенданта ограничена рамками и возможностями завода.

— При принятии решения о смене работы вас не пугала ответственность, которая возлагается на суперинтенданта?

— Нет. Задача, которая не требует особых знаний и навыков, не вызывает у меня особого интереса. Сложная задача, с которой не каждый может справиться, становится для меня вызовом, и я подхожу к её решению со всей ответственностью.

— Кто такой суперинтендант? Что входит в его обязанности?

— Суперинтендант — это, прежде всего, менеджер. Его первоначальная задача — исключить простой судов, которые за ним закреплены, в период навигации. При решении этой задачи приходится сталкиваться с различными трудностями. Например, связанными с документацией и оформлением технической сертификации, самостоятельным поиском подрядчиков, качественным проведением ремонта.

Если рассматривать межнавигационный период, то здесь чаще всего сложности появляются в процессе судоремонта. Очень часто приходится принимать оперативные меры, чтобы исключить срыв ремонта судна. Для этого необходимо постоянно взаимодействовать с отделом снабжения — своевременно подавать заявки, отслеживать их выполнение. Нужно регулярно наблюдать за ходом ремонтных работ и тесно взаимодействовать с предприятиями, осуществляющими ремонт.

Важно определять точный объем необходимых работ. Как правило, исполнитель заинтересован в реализации выгоды для своей стороны. Если у подрядчика нет времени, то он ужимает объем работ, если времени много, то, наоборот, пытается этот объем увеличить, чтобы больше заработать. У «БашВолготанкера» подрядчики все стабильные, добросовестные, но несмотря на это, контролировать и проверять их работу всегда нужно.

За время судоремонта я сделал определенные выводы в вопросах планирования работы, сформировал свое видение построения рабочего процесса. Считаю, что 30% успеха в судоремонте — это правильная заблаговременная организационная подготовка, которая прямым образом влияет на сроки и качество работ. В будущем году планирую учесть все эти факторы и надеюсь, что за счет подготовительных мер ремонт пройдет быстрее и без особых трудностей.

Учитывая, что в компании я работаю с осени прошлого года, поработать в должной мере в навигационный период мне еще не удалось. Все же, говоря об основных задачах этого времени, следует отметить, что важно своевременно обрабатывать рапорты, поступающие с судна. Суперинтендант должен любыми путями решать возникающие проблемы, которые могут стать причиной простоя судов: оперативно определять степень необходимого ремонта, объем нужных запчастей, выбрать место ремонта и подрядчиков, которые будут оказывать ремонтные услуги. Все это необходимо делать максимально быстро.

Подводя итог, можно сказать, что главная задача суперинтенданта — поддержание судна в постоянном рабочем состоянии с ремонтом его в межнавигационный период.

— Какими качествами должен обладать суперинтендант?

— Он должен быть разносторонне развитым. Уметь качественно определять действия для выполнения задач, взаимодействовать со своими коллегами, членами экипажа судов, вести переговоры с подрядчиками, которые оказывают услуги компании.

Нужно быть упертым в плане решения проблем, напористым, объективным и обязательно стрессоустойчивым, т.к. постоянно испытываешь различные эмоции.  С самого первого дня спрос с меня был не как с человека, который только что оказался в компании. Ко мне предъявлялись полноценные требования. Было очень сложно психологически. Нужно быть к этому готовым.

— Часто ли сталкиваетесь с ситуациями, когда из-за возраста не воспринимают всерьез?

— В компании среди коллег я самый молодой суперинтендант. Конечно, замечаю, что возраст влияет на взаимодействие с подрядчиками, коллегами, из-за чего возникают определенные сложности. Но это не является для меня препятствием в работе, наоборот, я начинаю общаться с человеком более напористо, и тема возраста быстро отходит на задний план.  Даже если специалиста смущает мой возраст, он все равно окажет те услуги, которые требуются от него в рамках договорных обязательств.

Кто такой суперинтендант? В той или иной степени, это наставник. Естественно, механикам, за плечами которых многолетний опыт работы, неприятно слышать от меня указания по поводу возможных вариантов ремонта. Как специалист в своей области, он действительно может быть прав, но только в своем направлении. Все же он не видит общей картины как менеджер — необходимость минимизации простоя, затрат на ремонт и т.д.

— Поделитесь планами на будущее.

— Ежегодно что-то меняется. Если бы вопрос был задан два года назад, я бы рассказал о том, что хочу уехать, строить атомные ледоколы (смеется). Сейчас мне хочется развиваться как специалисту, расти профессионально.

— Как по-вашему, работать в судоходстве престижно?

— Чтобы работать в судоходстве было модно и престижно, нужно обеспечить молодых специалистов рабочими местами. К сожалению, сейчас такой возможности нет.

Про себя могу сказать, что очень горжусь, что работаю суперинтендантом и выполняю такую работу, которая не каждому под силу.