Трудовая династия Фатхутдиновых: 225 лет на флоте

Как признается капитан судна «Волгонефть–265» Эдуард Гайнуллин, на флоте он с младенчества — родился в феврале, а в марте уже отправился в свою первую навигацию вместе с родителями. Это не удивительно, ведь Эдуард — представитель трудовой династии Фатхутдиновых, общий стаж которой насчитывает 225 лет.

Основатели династии

Военная юность, работа в тылу, поствоенная молодость и 45 лет жизни, подаренные любимой Волге — вот основные моменты биографии основателей трудовой династии Фатхутдиновых Радика и Асии.

Вероятно, сама судьба распорядилась так, чтобы два человека, не только ровесники по году, но и по месяцу (их даты рождения разделяет лишь одна неделя: 3 и 10 апреля 1926 года) встретились.

Радику Нургалиевичу, сыну кронштадтского революционного комиссара, репрессированного в 1937 году, в детстве пришлось испытать немало трудностей. Но это не сломило дух молодого человека и, став взрослым, Радик посвятил свою жизнь речному флоту. В 1946 году он приехал в Спасский затон на базу по ремонту флота, где встретил девушку, которая привлекла его своей бойкостью, неуемной энергией и, конечно же, красотой.

Коренная затонская жительница Асия Ибрагимовна была единственной дочерью среди сыновей в большой и дружной семье Мардагалямовых. С первых дней Великой Отечественной войны, когда Асие было 15 лет, она трудилась молотобойцем на судостроительном заводе, выполняла и другие виды тыловых работ.

В марте 1949 года Асия и Радик поженились и с тех пор больше не расставались. В том же году Асия Ибрагимовна пришла на флот угольщицей, чтобы быть ближе к мужу. Первые годы молодая семья провела на нефтеналивных пароходах «Пересвет» и «Зайсан». К тому времени, когда принцип работы речных судов изменился, Радик Нургалиевич работал механиком, Асия Ибрагимовна – матросом. На заслуженный отдых супруги ушли уже с танкера типа «Волгонефть–34» ОАО «Волготанкер».

Гайнуллины — продолжатели трудовой династии

Супруги Фатхутдиновы воспитали четверых детей. Выбрав свою жизненную дорогу, каждый достиг поставленных целей. Сын Рамиз возглавил крупное промышленное предприятие в Нижнекамске, дочь Люция стала капитаном Внутренних войск Российской Армии, участвовала в чеченской военной кампании, Луиза связала свою жизнь с профсоюзной деятельностью.

Старшая дочь Альмира продолжила дело родителей. Она окончила речной техникум по специальности «Судоводитель» и связала свою судьбу с речником Юрсланом Гайнуллиным. Шагая в ногу с мужем, став ему верной спутницей и дома, и на флоте, Альмира дослужилась до должности второго штурмана – второго помощника механика. Юрслан же пришел на танкерный флот в 1969 году сразу после школы. Заочно окончил Казанский речной техникум и прошел весь путь речника — от матроса до капитана-механика. 44 года посвятили любимой работе и родной Волге Альмира и Юрслан.

Третье поколение речников

Свое ремесло родители передали детям — Эдуарду и Светлане. «Мы с младенческих лет на флоте, выросли на танкере, знаем каждую деталь судна; поэтому считаем его своим вторым домом», — делятся Эдик и Света. Младшая дочь Аида, хоть и не работает на флоте, замужем за речником из другой известной речной династии — Ежовых. Её супруг Алексей – механик танкерного флота в четвертом поколении.

Светлана закончила Волжскую академию водного транспорта, долгое время работала на речном флоте и в кадровой службе пароходства ОАО «Волготанкер». После рождения второй дочери Светлане пришлось сменить профессию, но она мечтает вернуться на флот и работать вместе с супругом. Муж Светланы, Олег Любавин, начинал, как и все, с матроса, еще в 16-летнем возрасте, когда проходил производственную практику, с тех пор продолжает трудиться на флоте. В настоящий момент он — капитан-механик нефтеналивных судов.

Капитан судна «Волгонефть–265» Эдуард Гайнуллин

Впервые в качестве практиканта Эдуард оказался на флоте после 9 класса, когда был студентом училища. Достигнув совершеннолетия, он отправился матросом в свою первую полноценную навигацию. Тогда же, продолжая работать на теплоходе «Волгонефть–26», Эдуард поступил на заочное отделение в Казанский речной техникум на техника-судоводителя.

Время не стоит на месте, а современная эпоха предъявляет к работникам новые и более высокие требования. Поэтому Эдуард Юрсланович, закончив речной техникум, повысил квалификацию до морского судовождения в г. Астрахань, получил высшее образование в области промышленного маркетинга в КГТУ и обучился по системам требований Безопасности судовождения СУБ.

Следуя примеру отца, дослужился до капитана, и в октябре 2004 года принял свой первый теплоход — «Комсомол Волгограда». Как признается Эдуард, узнав о назначении, волновался. Но, оказавшись на судне, страх и тревога пропали, так как тут он чувствует себя как рыба в воде. Время, проведенное с ранних лет в навигациях с родителями, научили его не обращать внимания на мелкие трудности, а сложности воспринимать как задачи, которые необходимо решать.

С 2009 года Эдуард работает капитаном танкера «Волгонефть–265». Стабильный экипаж работает с ним с 2011 года, и даже в межнавигационный период члены плавсостава поддерживают связь друг с другом — общаются в интернете, по телефону, поздравляют с праздниками.

Современные технологии позволяют в навигацию быть всегда на связи и с семьей. Кроме того, супруга Эдуарда Лилия вместе с детьми стараются встретиться с ним при любом удобном случае — во время остановок в Самаре или Сызрани, например. Лилия работает учителем русского языка и литературы. Проработав одну навигацию вместе с мужем в качестве матроса, поняла, что ей все же ближе берег. А вот дочерям, Софии и Эвелине, очень хочется пойти учиться на штурмана. Как знать, может, именно девочки продолжат дело своей семьи?

Блиц-опрос

Каким должен быть настоящий капитан?
Настоящего капитана отличает искренняя любовь к тому, чем он занимается. Он профессионал в своем деле, умеет переключаться и быстро ориентироваться в различных делах, ему присуще чувство справедливости.

Хотели бы перейти на берег?
Нет, никогда!

Море или река?
Везде есть плюсы и минусы. Море — это простор, гладь, дельфины. У реки свои прелести —цветущие берега, тут все свое, к тому же находишься ближе к семье.

Престижно ли работать на флоте?
Без сомнений.

Что бы вы пожелали начинающим речникам?
Будьте готовы к трудностям работы на судах — многим сложно привыкнуть к особенностям флотской профессии. Обязательно много читайте — без этого никуда, нужно быть грамотным и постоянно пополнять свои знания. Удачи! И любите то, чем занимаетесь!