И все равно – по воде

20 января Федеральное агентство речного и морского транспорта опубликовало итоги навигации 2017 года. Согласно информации ведомства, по результатам прошедшего года грузоперевозки внутренним водным транспортом выросли на 0,5% и составили 118,6 млн тонн.

Традиционно основной водной артерией страны остается Волга – на долю Волжского бассейна пришлось 35,7% от общего объема перевозок грузов на ВВП. Второе и третье место поделили Московский бассейн (16,3%) и Волго-Балтийский бассейн (11,6%).

Однако несмотря на общий рост грузооборота, представители Росморречфлота отметили отрицательную динамику в отношении речной нефтеперевозки. Это объясняется в первую очередь возросшей конкуренцией по данному сегменту с железнодорожным транспортом. Например, в летний период железнодорожниками применяются понижающие тарифы, что ставит речные судоходные компании в неравные конкурентные условия.  Так, по данным Российской палаты судоходства, в 2017 году потери судоходных компаний составили более 1 млн тонн перевозок нефтепродуктов Саратовского НПЗ в порты Азово-Черноморского бассейна.

Тенденции по снижению объемов грузоперевозки речным транспортом действительно присутствуют. По данным, опубликованным агентством Argus Media, объем экспорта нефтеналивных грузов из речных портов в европейской части России снизился в текущем году более чем на 200 тыс. тонн по сравнению с уровнем 2016 года и составил 6,08 млн тонн.

Основным грузовладельцем остается ПАО НК «Роснефть». По данным 2016 года, на долю нефтяной компании приходится более 80% всей грузовой базы, направляемой по ВВП. По итогам 2017 года существенных изменений не ожидается: например, снижение объема перевозок нефтепродуктов Саратовского НПЗ было компенсировано возобновлением экспорта мазута и судового топлива из Уфы, а также ростом объемов перевозок по другим направлениям.

При этом, ключевые производственные показатели непосредственно ЗА «СК «БашВолготанкер» в минувшем году существенно выросли. Так, в навигацию 2016 судами «БашВолготанкера» было перевезено 22% от общего объема нефтепродуктов, а в 2017 году на долю судоходной компании пришлось уже порядка 30%. Долгосрочное сотрудничество с «Роснефтью», несмотря на высокую конкуренцию, позволит «БашВолготанкеру» уверенно сохранить свои рыночные позиции.