«Флот — большая и важная часть моей жизни», — представитель династии речников Виктор Киреев о профессии и семейных традициях

«Флот — большая и важная часть моей жизни», — представитель династии речников Виктор Киреев о профессии и семейных традициях

История династии Киреевых началась с Ивана Андреевича, всю жизнь проработавшего капитаном на буксировщике. Дело продолжил его сын Владимир, который 17-летним юношей в 1944 году пошёл на флот. Семья Киреевых всецело посвятила себя флоту и старалась передавать трудовое мастерство детям и внукам. Сейчас в «БашВолготанкере» работает представитель четвёртого поколения династии — старший механик теплохода «Волгонефть–214» Виктор Киреев.

— Виктор Павлович, как зародилась династия?

«Флот — большая и важная часть моей жизни», — представитель династии речников Виктор Киреев о профессии и семейных традицияхОснователь династии — прадед Иван Андреевич, работал на буксировщике. Продолжателем профессии стал дед Владимир Иванович, который к 25 годам уже стал капитаном буксира «Могучий». После образования Спасского затона переехал туда из Нижегородской области по распределению и начал работать на танкере «Онега», позже — на судне «Волгонефть–40». Своенравный, строгий, но справедливый, он всегда был авторитетом. Добродушная, спокойная и добрая бабушка Таисия Григорьевна на флот пришла поваром в 1968 году. Вместе они воспитали сыновей Павла и Виктора и на пенсию вышли с танкера «Волгонефть–40».

На этом теплоходе и провел детство мой отец Павел, там же начал узнавать премудрости флотской жизни. В 1967 году была его первая рабочая навигация в качестве матроса. После армии, окончив школу командирского состава, приступил к работе электриком на знакомом ему вдоль и поперек судне. Параллельно учился в Казанском речном техникуме на судоводителя–механика. Получив диплом и отработав две навигации, перешел на должность третьего штурмана – второго помощника механика, а затем ушел на танкер «Волгонефть–202» (сейчас — «Инженер Назаров») первым помощником механика – первым штурманом. Ближе к пенсии перешёл на береговой флот и стал работать на плавмастерской механиком–шкипером.

Ваша мама тоже работала на флоте?

Да, мама Лидия Владиславовна, выйдя замуж за папу, трудилась вместе с ним. И это не удивительно, ведь её родители Владислав и Мария Шишокины также работали на флоте.

Дед по маминой линии начал трудовую карьеру в 13 лет — сначала на сплаве, затем маслёнщиком. С бабушкой они познакомились в 1942 году на пароходе «Амур» во время буксировки баржи с топливом из Астрахани в Сталинград. В августе того года пароход вместе с баржей подорвался на мине, но им удалось спастись — с тех пор не расставались. Ветераны ВОВ, они продолжали работать на флоте до пенсии, воспитали пятерых детей.

«Были ли мои летние каникулы такими, как у большинства советских мальчишек? Нет, ведь окончание учебного года для меня означало, что началась моя личная навигация. Каждый год судно становилось моим вторым домом, а в числе лучших детских развлечений были изучение судна, наблюдение за работой родителей и других членов команды»

Виктор Киреев

— Кто-то еще из близких продолжил семейное дело?  

Брат отца Виктор также продолжил династию, посвятив жизнь флоту. Двоюродные братья Павел и Алексей пошли по стопам деда и отца, но после ухода на пенсию Виктора Владимировича перешли на береговую работу.

Младший брат Владимир, закончив ВГАВТ, также работал на реке. Затем перешел на берег, но, тем не менее, его нынешняя работа напрямую связана с судоходством. Сам я на судах с самого детства — родители брали меня в навигацию с двухлетнего возраста, и все летние каникулы я проводил вместе с ними.

— Учитывая, что вы на флоте практически с рождения, какие у вас самые яркие воспоминания, связанные с нахождением на судне?

В памяти навсегда останутся звуки замерзшей реки — хруст и треск ломающегося льда оказывали на меня волшебное действие и завораживали. Не забуду, как качало на Ладожском озере — теплоход шел с сильным креном…

— По примеру родителей вы решили пойти на флот…

Виктор КиреевДа, учитывая, что на судах я с детства, о других профессиях даже не думал. Провел всего два лета на берегу — перед службой в армии и во время небольшого перерыва в работе в 2006 году. Остальное время находился в окружении водных просторов, сначала с родителями, потом самостоятельно.

Как и отец, выбрал специальность электрика-механика и окончил школу командного состава. После армии прошел обучение в Казанском речном техникуме и получил диплом техника-судоводителя с правом эксплуатации судовых энергетических установок. При этом всегда тянуло к механизмам, ближе была профессия механика, а не судоводителя.

В студенчестве трудился в электроцеху судоремонтного завода в Куйбышевском Затоне — занимался ремонтными работами на судах. В 1995 году отправился в навигацию в качестве моториста танкера «Волгонефть-229», в следующую навигацию уже работал помощником механика по электрооборудованию. За время работы в «БашВолготанкере» удалось потрудиться в составе экипажей теплоходов «Волгонефть-32», «Волгонефть-237», «Волгонефть-129» и «Волгонефть-33». С 2007 года работаю старшим механиком на танкере «Волгонефть-214».

— Случались ли чрезвычайные ситуации за время работы?

Таких ситуаций стараемся не допускать.

— В какие приметы флота вы верите?

К приметам отношусь скептически. Говорят, что женщина на корабле — к беде. Не согласен. Женщин на флоте много: повара, матросы, штурманы, даже капитаны. И что же? Никаких бед. Считаю, что все зависит от нас самих — команды, общей слаженной работы, и приметы тут ни при чем.

— А что самое сложное в профессии?

Как и везде — побороть лень. На самом деле, было бы желание — можно преодолеть все трудности. Как говорится: если очень захотеть, можно к звездам полететь.

Считается, что работа на флоте — это романтика. Мое мнение: романтики здесь нет. Есть труд, причем как физический, так и моральный. Несмотря на то, что обстановка периодически меняется, время на судне идет медленно, ощущение однотипности и «дня сурка» многими переносится тяжело.

— Что вас вдохновляет в работе?

Треть жизни проходит на судах — если не работать, то что делать? В моем случае работа не отнимает силы, а наоборот — заряжает энергией, улучшает настроение, делает жизнь интересней.

— Как считаете, престижно ли работать на речном флоте?

Мне кажется, да. По крайней мере я горжусь тем, что работаю на флоте. Правда, не знаю, что по этому поводу думает молодое поколение…. Сейчас ведь молодежь хочет работать мало, а денег получать много. На флоте так не получится, здесь действительно нужно много трудиться, отдаваться полностью своему делу. Флотская профессия — это призвание. Если же работать спустя рукава, то можно и флот загубить…

— Чем занимаетесь в межнавигационный период?

Провожу время с семьей, занимаюсь хозяйством. У нас свой дом, поэтому за время моего отсутствия дел накапливается много. Люблю играть на гитаре. В посёлке собираемся с товарищами и играем в ансамбле — нашему коллективу даже дали название «Вечная молодость».

— Расскажите про вашу семью.

Семья Киреевых

Семья Киреевых

Семья для меня самое главное. Это «тихая гавань», где ждут и любят, и куда я с радостью возвращаюсь осенью. Старшей дочери Лидии уже 21 год. Она окончила медицинский колледж и работает в Казани. Младшая дочь Александра перешла в седьмой класс. Жена Ольга работала на флоте 13 лет, а после рождения детей ушла на берег — сейчас педагог–организатор в школе. Авторитет в семье, конечно, я, но слушаются дети маму.

— Есть ли у вас семейные традиции? Какие?

Традиций много: совместный отдых, праздники, поездки, спорт, но особенно хочется отметить день рождения младшей дочери. Практически у всех в нашей семье дни рождения летом и осенью, когда возможности собраться нет, а Александра родилась в декабре. Поэтому каждый год традиционно мы с большим размахом празднуем её день рождения — собираются друзья и родные. Семья у нас музыкальная, каждый владеет игрой на музыкальном инструменте, и в этот день даем небольшие концерты — наверное, это и есть традиция.

— Что обязательно берете с собой в навигацию?

Мне нравится играть на гитаре, поэтому она всегда со мной.

— Никогда не хотели перейти на берег? Уйти из флота?

На берег не хочу, да и что там делать. Флот — большая и важная часть моей жизни, каждый год с нетерпением жду навигации. На берегу мне просто неинтересно, не знаю, чем бы мог там заниматься. Любовь к флоту заложена с детства — и от этой любви не убежать.

Владимир Иванович Киреев

Владимир Иванович Киреев

 

Таисия Григорьевна Киреева

Таисия Григорьевна Киреева