Артем Трофимов: «Горжусь, что по Белой ходит теплоход с фамилией деда»
Многие знаменитые капитаны волжского нефтеналивного пароходства смогли не только пронести свою любовь к реке, но и передать ее своим детям. Гордость компании – флотские династии. Одна из самых известных – семья Трофимовых, речники в четвертом поколении – и основатель династии Николай Александрович, и его сын Юрий Николаевич, и уже внук Олег Юрьевич – все работали на реке Белой.
Сегодня самый молодой представитель семьи — Артем Трофимов — трудится в «БашВолготанкере». Он занят в отделе снабжения, но в свое время тоже успел поработать на судах компании. По словам Артема, работа на флоте очень помогает в береговой службе.
— Артем, ваш выбор профессии – это дань семейным традициями или осознанный выбор?
— Все вместе. Еще ребенком мечтал продолжить династию. Плюс все лето проводил вместе с папой на теплоходе, полюбил реку. Поэтому, когда стал выбор будущего учебного заведения – сомнений не было. После 9 класса поступил в речное училище, окончил его по специальности «электромеханик», как папа. Профессия нравилась. Поначалу боялся, что током ударит… пару раз ударило, бояться перестал.
Практику проходил на дедушкином теплоходе – тогда еще «ОТ-2128», потом его уже переименовали в «Капитан Трофимов». Жаль, не сумел на нем поработать. После учебы, спустя одну навигацию, предложили место в управлении, в отделе снабжения. И вот я уже 8 лет работаю на берегу.
— В училище, наверное, поступили без проблем…?
— Я просил, чтобы ко мне относились на общих основаниях, мне так проще и спокойней. Поэтому поступал по общему конкурсу. Учился тоже самостоятельно. Что-то получалось, что-то нет: например, закончил без отличия. Принадлежность к династии – это и гордость, и большая ответственность. К тебе повышенное внимание и надо соответствовать.
— В текущей деятельности опыт судовой работы вам помогает?
— Одну навигацию я успел поработать, поэтому изучил теплоход изнутри. Сегодня это помогает. Я занимаюсь закупкой запчастей для флота компании. Самый «жаркий» сезон для нас – как раз между навигациями, когда проводится ремонт и суда готовятся к новому периоду. Во время навигации работаем с текущими заявками.
— Расскажите немного о династии.
Мой прадед – Николай Александрович – работал еще на колесных пароходах на реках Башкирии. Его сын и мой именитый дедушка – Юрий Николаевич – родился в 1935 году. Войну застал еще ребенком. В 1959 году пришел в Башкирское управление. Стал самым молодым капитаном на уфимском участке. Работал на разных судах, дольше всего – на «ОТ-2128». После того, как вышел на пенсию, занимался преподавательской деятельностью.
Мой дед служил на Балтийском флоте в Калининграде. Там же, во время увольнения на берег, он познакомился с моей бабушкой. После своей демобилизации дедушка женился на бабушке и увез ее в Уфу. Сначала бабушка работала в отделе кадров «БашВолготанкера». Потом дед принял пароход «ОТ-2108», ныне «Капитан Трофимов», и она пошла к нему на судно рулевым-мотористом. Бабушка была с дедом в одном экипаже 33 года. Дед проработал на флоте дольше нее – около 40 лет, а уйдя в отставку еще семь лет преподавал в Уфимском командном речном училище. Окончательно он отправился на пенсию в 70 лет, заслуженным работником речного флота и с многочисленными трудовыми наградами.
Мой отец родился в Бирске. В первый рейс его взяли сразу после роддома, и с тех пор папа ходил в плавание каждый год. После окончания школы он не раздумывая пошел учиться на судового механика. Работать отец начал на толкаче «Урал-10». Потом получил диплом инженера-электромеханика в ГИИВТ и уже перешел на танкер. Ходил по северному направлению – от Уфы до Петербурга.
Отец уговорил пойти на флот и мою маму. Он смог ее заинтересовать своими рассказами о рейсах, привить ей свою любовь к реке. Сначала они вместе ходили на пассажирском флоте. Там мама проработала два с половиной года с перерывами на декрет. Сначала она родила мою сестру, а потом меня. После второй беременности мама осталась работать на берегу, в детском саду, а папа вернулся в «Волготанкер» и стал ходить на теплоходах. Когда отца не стало, в «БашВолготанкер» пошла работать мама. Там она трудится до сих пор.
— А братья-сестры? Или вы единственный пошли по стопам родителей?
— У меня только старшая сестра — Лена. Она также заканчивала речное училище – по специальности «бухгалтер». Правда, с флотом свою жизнь связывать не стала: работает заместителем директора в магазине. Еще есть племянница, ей 5 лет. Но вряд ли пойдет работать на реку. Свои детям в будущем я, конечно, расскажу – и про флот, и про династию, но настаивать на выборе не буду.
— Ваша сестра тоже все лето проводила на теплоходе?
— Лене еще пришлось поездить на теплоходе вместе с дедушкой – оставить ее было не с кем. Когда я родился, дед сошел на берег. И с трех лет меня брали с собой родители. До школы почти на все время, во время школы – на 2-3 месяца каникул. Как только заканчивалась последняя четверть, мы садились с мамой на поезд, и «догоняли» теплоход. Было интересно.
— Не скучали? Все-таки ограниченное пространство…
— Другие родители тоже брали своих детей, поэтому у нас была своя «банда». Играли в красном уголке, особенно нам нравились прятки. На стоянках можно было выйти на пляж или за продуктами. Посмотрел много городов: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ярославль. Особенно Питер впечатлил с белыми ночами и разводными мостами. С удовольствием повторил бы.
— Планируете вернуться в ряды плавсостава?
— Сейчас хочу обзавестись семьей, а когда ты 8 месяцев вне дома, это проблематично. На морских судах совсем не хочу работать. Каждому свое: кому-то — пространство, кому-то — берега. Мне лучше ближе к дому. Папа, видимо, также думал. По крайней мере никогда, даже на танкере, не уходил далеко в море. Здесь на реке семья и приехать может, и позвонить. А на море — какая связь…