75 лет на Белой реке

1 апреля 1948 года – день рождения Судоходной компании «БашВолготанкер».

 

В 1938 году на западном склоне Урала были обнаружены крупные запасы нефти. В этом же году было образовано Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер» с границами от Астрахани до Рыбинска по Волге, а также по рекам Кама, Белая и Вятка. В составе пароходства образован Пермский эксплуатационный участок, в зону ответственности которого вошла река Белая. Открыт Уфимский нефтепункт. В Башкирии начинается активное освоение нефтяных месторождений. Строятся нефтеперерабатывающие заводы в Ишимбае и Уфе.

На реке Белая появляется первый нефтеналивной флот. «Волготанкер» начинает вывозить сырье из Башкирии в центральные районы страны.

Строится первый перевалочный пункт в поселке Дербешка на левом берегу Камы. Станция перекачивает нефтепродукты в большегрузные суда, которые идут дальше на Волгу и Каму.

При этом собственные транспортные возможности флота Башкирии остаются скромными. Действует всего 15 пароходов, 8 из которых – дореволюционной постройки.  К тому же, все перевозки из Уфы проходят под руководством команды из Перми. Это сильно осложняло работу. Надежную и своевременную поставку нефтегрузов могло обеспечить  только собственное подразделение в Республике.

1 апреля 1948 года приказом Министерства речного флота СССР образован Уфимский эксплуатационный участок пароходства «Волготанкер» с местом нахождения в Уфе. В его состав входят в том числе Уфимский и Дербешинский нефтепункты. В первую навигацию 1948 года из Уфы было отгружено и перевезено 402 тысячи тонн нефтепродуктов. Ежегодно объемы перевозок растут.

Руководство «Волготанкера» направляет в Башкирию дополнительный флот: баржи и буксирные пароходы. На Новоуфимском НПЗ строятся новые причалы. В 1952 году Уфа получает первый танкер.

Благодаря слаженной работе к концу 50-х годов коллектив «Волготанкера» успешно справляется со сроками вывоза нефтепродуктов из Уфы. Объем поставок достигает 5 миллионов тонн.

В 1966 году за досрочное выполнение семилетнего плана рабочий коллектив «Волготанкера» награжден орденом Трудового Красного Знамени, почетными наградами морского и речного флота.

В 70-х годах наступает бурный рассвет нефтяной промышленности Советского союза. К началу 80-х годов руководство СССР планирует увеличить переработку нефти в стране на 30%. Это требует мобилизации всех транспортных ресурсов, в том числе и речного флота.

В управлении Волжского нефтеналивного пароходства эти планы неоднократно обсуждают. На их основе строится концепция Башкирского управления – к концу 70-х производственные мощности Уфимского участка ошеломляюще растут. Объем перевозок увеличивается в 2 раза.

Башкирское управление становится эталоном речного нефтефлота. Оно заметно выделяется из всех районных управлений «Волготанкера». Его часто ставят в пример другим эксплуатационным подразделениям пароходства.

 

С распадом Советского Союза в стране наступает время рыночных отношений.  В 1992 году создается акционерное общество «Волготанкер». В 1996 году Башкирский филиал «Волготанкера» становится его дочерним предприятием – ЗАО «Судоходная компания «БашВолготанкер». В его состав флота входит 150 судов. Компания выполняет рейсы во многих бассейнах, включая загранперевозки. Уфа становится портом пяти морей.

В 2000-х для компании наступают тяжелые времена. Падают объемы нефтепереработки в Уфе, замедляются темпы дноуглубительных работ на реке Белая.

Несмотря на все сложности, «БашВолготанкер» сохраняет свою значимость на транспортном рынке. Компания постепенно становится главной производственной силой Волжского нефтеналивного пароходства. За счет арендованных у материнской компании судов растет численность используемого флота. Устанавливаются партнерские отношения с нефтяными компаниями. Предприятие остается основным грузоперевозчиком нефтепродуктов из Башкирии.

В 2017-2018 годах «БашВолготанкером» проведена масштабная модернизация флота. По итогам работы в 2018 году Компания признана победителем ежегодного конкурса Федерального агентства морского и речного транспорта «Лидер отрасли» в номинации «Судоходная компания, осуществляющая грузовые перевозки (наливные)», а по итогам работы в 2019 году становится  дипломантом конкурса.

Сегодня «БашВолготанкер» празднует свой юбилей. За 75 лет небольшой эксплуатационный участок на реке Белая превратился в крупную судоходную компанию с собственным флотом и высококлассными специалистами. За это время сложились замечательные флотские династии. Появились свои корпоративные традиции. Опыт речников передается из поколения в поколение.

По сложившейся традиции именно в день образования компании первые суда вводятся в работу. В этом году танкер «Волгонефть-251» под руководством капитана Михаила Владимировича Романова первым введен в эксплуатацию и открывает навигацию в юбилейный год «БашВолготанкера».

Мы гордимся коллективом «БашВолготанкера» и уверены, впереди нас ждет много побед.

С праздником!