Вестник Волготанкера: 80 лет «в эфире»

В этом году трудовой коллектив Волжского нефтеналивного пароходства в череде юбилеев отмечает одну интересную дату.

В июне 1938 года, почти 80 лет назад, в свет вышел первый номер главной многотиражки пароходства — газеты «За советскую нефть». Орган печати был учрежден политотделом «Волготанкера» и бассейновым комитетом профсоюза речников. Редакция располагалась в Астрахани, газета издавалась небольшим тиражом, но выходила через день. На страницах издания публиковались производственные результаты, опыт передовых технологий, письма речников, призывы к увеличению темпов производства.

В военные годы газета «За советскую нефть» была одной из немногих практически бесперебойно издававшихся в волжском регионе, несмотря на боевые действия в непосредственности близости. Каждый выпуск был наполнен письмами с фронта и на фронт, публикациями о героическом труде речников; призывал к любой посильной помощи фронтовикам и родному предприятию.

После окончания войны сотрудники редакции наравне со всеми неустанно трудились ради скорейшего восстановления отрасли и обеспечения разрушенной экономики необходимыми ресурсами. Некоторые из них, как, например, рабкор Глеб Лысков, постоянно находились на судах пароходства и вели фоторепортажи непосредственно с места событий.

В июне 1953 года, в год 15-летнего юбилея пароходства, печатное издание переименовали в газету «Советский танкер», а в 1959 году вместе с управлением пароходства редакция газеты переезжает в Самару, где в скором времени начинает печататься в собственной типографии «Волготанкера».

В начале девяностых годов прошлого века наступил новый период в жизни бассейновой газеты – 13 мая Министерством печати и информации Российской Федерации в качестве средства массовой информации был зарегистрирован «Вестник Волготанкера», первый выпуск которого вышел в свет 23 июня 1993 года. Новое время диктовало новые требования к периодическому изданию. В газете публиковались не только новости навигации и производственные успехи – издание стало официальным печатным органом учрежденного акционерного общества. Все ключевые решения акционеров, финансовые отчеты, существенные события находили свое отражение на страницах газеты. Газета распространялась в 15 регионах страны, на «Вестник Волготанкера» ссылались ведущие СМИ Поволжья при подготовке сообщений о событиях на предприятии.

Следовал «Вестник» и основному постулату всей компании: «Главное богатство пароходства – его команда». Популярными среди работников «Волготанкера» были рубрики «Как живешь, экипаж?», «Капитан и его команда», «Люди Волги», где  журналисты рассказывали о волгарях, искренне преданных делу, речных династиях. Регулярно знакомила газета своих читателей и с историей волжского нефтефлота, прославленными людьми, чьи имена носили суда пароходства.

По воспоминаниям ветеранов пароходства, корпоративная газета была замечательной, речники с нетерпением ждали вестей из родного пароходства – во время навигации свежие номера газеты доставляли рейдовыми катерами прямо на суда транспортного флота. Для тех же, кто уходил в далекие рейсы, сотрудники издания обычно оставляли подшивку с номерами.

В начале 2000-х «Вестник Волготанкера» был включен во всероссийский каталог подписных изданий. География распространения газеты заметно расширилась, ее подписчиками стали ветераны пароходства, бывшие работники, проживающие в самых различных регионах страны.

Через редакционную школу «Советского танкера», «Вестника Волготанкера» прошли многие именитые писатели и журналисты. Так, в разное время в газете работали ярославская поэтесса Эмма Марченко, заслуженный деятель культуры Татьяна Воскобойникова, член союза писателей России Валерий Воронков и другие. Многие из журналистов, внештатных корреспондентов, начинавшие свой путь в профессию с корпоративного издания пароходства, впоследствии успешно работали и работают в ведущих региональных и федеральных средствах массовой информации.

Интересен опыт сотрудничества с печатным изданием основателя астраханской студии телевидения, талантливого поэта и журналиста Юрия Маркова:

«Я пытался писать стихи и относил их в газеты «Волга», «За советскую нефть» с надеждой на публикацию и какие-либо гонорары, пробовал готовить публицистические заметки, газетные репортажи, зарисовки и просто информации. Что-то проходило, многое оставалось навсегда в корзине редактора. Но этот маленький опыт внештатного автора подпитывал скромную надежду на признание профессионалами моего пера и желание стать журналистом» (Астраханские известия, 2005 год).

В 2005 году, когда над «Волготанкером» нависла угроза финансовой несостоятельности, редакция «Вестника» не осталась в стороне: в газете публиковались обращения работников и ветеранов пароходства с призывами остановить уничтожение компании. 10 ноября 2006 года из печати вышел последний печатный выпуск «Вестника Волготанкера».

Однако дело советской и российской производственной журналистики не заброшено. Постепенно традиции уникального пароходства возрождается в ее «дочке» – судоходной компании «БашВолготанкер». 16 января на официальном сайте bashvt.ru был опубликован первый материал «Вестника БашВТ», который открыл новую, теперь уже электронную, главу в истории публицистики волжского нефтефлота.