Венера Амирзянова: «На флот я пришла как шкипер, а не как женщина»

Шкипер теплохода «Капитан Трофимов» Венера Амирзянова — пример женщины, которая совмещает непростую работу на судне, семью и при этом находит время на свои увлечения. О том, как пришла на флот, как совместная работа с мужем влияет на семейные отношения и предъявляются ли к женщинам на корабле больше требований, чем к мужчинам, Венера Харисовна рассказала «Вестнику БашВТ».

— В этом году исполнилось 36 лет, как вы работаете в БашВолготанкере. А как все начиналось?

Сама я из рабочего поселка Дербешка Актанышского района, что находится у слияния рек Белая и Кама. Это известный поселок речников, практически все его жители работали в «Волготанкере». Так и мои родители трудились на нефтеперекачивающей станции НПС–75. Отец Харис Гильмуллин механиком, мама Гулямдам Мансуровна вместе с ним кочегаром — так что могу смело говорить, что являюсь представителем династии речников.

Впервые на флоте в качестве работника я оказалась после седьмого класса — подрабатывала летом матросом. После школы уехала учиться в Сарапул. В феврале 1983 года получила диплом техника–механика компрессорного оборудования в пищевом техникуме, и уже в марте в моей трудовой книжке появилась первая запись — я устроилась на работу в «Волготанкер».

Полученное образование, трудоустройство — на этом яркие события того года не закончились. В июле я вышла замуж. Со своим мужем Рифатом мы знакомы с детства — были соседями. Он тоже из семьи речников, ветеран труда. Работать на флоте начал еще до армии, а после, в 1978 году, продолжил свою трудовую деятельность в «Волготанкере». После свадьбы мы вместе устроились шкиперами на баржу «Рион» у причала в Дербешке, рядом с НПС–25 и НПС–45. Там и проработали до начала 2000-х годов, а потом перешли на транзитные суда. Тогда же я решила получить профильное образование и поступила в Уфимское речное училище. Диплом судоводителя мне вручали уже через два года. Пройти обучение экстерном помог большой практический опыт работы на флоте — за годы работы с мужем в одной команде мы неоднократно получали премии, благодарственные письма и грамоты.

С прошлого года работаю на теплоходе «Капитан Трофимов».

— Многие считают, что супругам не стоит работать вместе — говорят, это негативно влияет на отношения. Но вы доказываете обратное…  

Мне очень повезло с мужем — всю совместную жизнь мы с ним «не разлей вода» и живем «душа в душу». Правда последние два года работаем раздельно — он перешел на берег и трудится дежурным по каравану. Конечно, такие перемены не прошли для нас незаметно — нам не привычно, мы скучаем друг без друга, поэтому постоянно созваниваемся, при любой возможности стараемся быть вместе.

В свое время мы не просто работали вместе, мы успешно совмещали роль молодых специалистов и юных родителей. В 1984 году у нас родился сын, через три года дочь. При этом в декрете я почти не была, сразу после роддома — на баржу.

— Пришли, будучи молодой девушкой… Как родители отпустили вас в первую навигацию?

С этим никаких трудностей не было. Родители работали на флоте, жили мы в окружении речников, поэтому навигация была частью нашей жизни. К тому же мои родители выбрали очень мудрую позицию и после свадьбы никогда не вмешивались в нашу семейную жизнь. Все решения мы принимали с супругом только вместе.

— Каким должен быть шкипер нефтеналивного судна?

Шкипер, как и любой другой член экипажа, должен добросовестно относиться к своей работе, не бояться ответственности и ни в коем случае не перекладывать ее на других членов экипажа. Нужно профессионально выполнять должностные обязанности и, конечно же, любить свою работу — без этого на флоте никак.

— С какими сложностями приходится сталкиваться шкиперу и, в частности, женщине шкиперу?

Конечно, как и в любой профессии, есть определенные сложности. В работе шкипера — это физические нагрузки. Работа зависит и от погодных условий. Самым сложным для меня как для мамы было находиться вдали от детей. Поэтому на каникулы мы с мужем старались забирать сына и дочь к себе.

— Какая она – идеальная команда?

Мне везет с коллективом — могу смело сказать, что всегда была частью идеальной команды. Работала и продолжаю работать в дружной атмосфере с профессионалами своего дела. Все члены экипажа уважительно относятся друг к другу, помогают не только советом, но и делом. Мне, как женщине, это вдвойне приятно, учитывая мою тяжелую профессию. Я очень ценю коллег и поддержку, которую они оказывают. Экипаж корабля — это моя вторая семья.

— Кстати, о женщинах. Правда ли, что с женщин, работающих на судах наравне с мужчинами, спрос больше?

Нет, в отношении себя никогда такого не замечала и не испытывала неудобств в связи с тем, что я женщина. Считаю, что не важно — мужчина ты или женщина, спрос со всех должен быть одинаковым. Главное — профессионально выполнять свои трудовые обязанности. На флот я пришла как шкипер, а не как женщина. Всегда работала наравне со всеми, занималась своими делами, никогда не жаловалась и не уходила от ответственности, не сбрасывала с себя весь груз поставленных задач только потому, что я женщина.

Если вы хорошо работаете и являетесь грамотным специалистом, то никогда не услышите в свой адрес плохих слов и претензий от коллег и руководства.

— Чем занимаетесь в межнавигационный период?

Последние два года отдыхаю — занимаюсь домашними делами, больше времени провожу с семьей, есть у меня и свои увлечения. Раньше в межнавигационный период продолжала работать в «Волготанкере» или в торговле — продавцом.

— Как проводите свободное от работы время?

Моя самое большое увлечение — вязание. Когда дети были маленькими, очень много вязала для них, сейчас же для внуков — штанишки, пуловеры, жилетки.

— Что вы обязательно берете с собой в навигацию?

Семейные фотографии.

— Никогда не думали перейти на берег?

Даже сейчас, когда я уже пять лет имею статус пенсионера, ни разу не допускала таких мыслей. Могу смело сказать, что с выбором профессии я не ошиблась — это мое призвание.