Утяжелились по крупному

Самарская область нарастила объем грузоперевозок

По результатам 2018 года грузооборот региона вырос на 11%. Растут почти все транспортные направления, в числе аутсайдеров — речные грузоперевозки. При этом итоги 2019 года могут оказаться хуже прошлогодних. По региональным грузоперевозчикам всех мастей уже ударил существенный рост цен на топливо и налога на добавленную стоимость.

Всего в 2018 году самарские предприятия переправили порядка 90 млн тонн грузов. Наибольшую долю грузоперевозок осуществил филиал ОАО «РЖД» — Куйбышевская железная дорога, которая в минувшем году отгрузила 69 млн тонн, что выше показателей 2017 года на 2,7%. Наибольший рост по сравнению с 2017-м достигнут по зерну (в 2,2 раза), нефти и нефтепродуктам (2,8%), удобрениям (6,6%), а также химикатам и соде (3,1%). В общей сложности их погруженный объем составил 1,5 млн тонн, 1,1 млн тонн, 0,2 млн тонн и 0,2 млн тонн соответственно. По информации КбшЖД, грузооборот в 2018 году составил 152,5 млрд. тарифных тонна-километров (+ 8,6%), а с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии — 188,8 млрд. тонна-километров (+7,5%). Каков объем погрузки самарского филиала РЖД в первом полугодии 2019-го, пока неизвестно, но, очевидно, этот показатель продолжит расти.

Сейчас Куйбышевская железная дорога продолжает развивать дополнительные услуги по перевозкам грузов. В 2018-м железнодорожники обеспечили прием и отправление более 600 поездов с использованием сервиса «грузовой поезд по расписанию». С помощью них КбшЖД перевезла более 1,1 млн. тонн кварцевого песка, удобрений и грузов в контейнерах. «Грузовой состав, следующий по специальному расписанию, обеспечивает гарантированный вывоз заявленных объемов грузов. Благодаря четкому графику следования сокращается время оборота вагонов, что позволяет предприятиям осуществлять своевременную поставку сырья к местам проведения работ», — рассказывается о сервисе на официальном сайте дороги. Наибольшей популярностью предложение пользовалось у компаний Ульяновского и Пензенского регионов. В 2019 году «грузовым поездом по расписанию» воспользовались и предприятия Республики Татарстан. Одновременно КбшЖД в этом году приняла участие в масштабном проекте по введению системы отслеживания грузов при помощи навигационных пломб. Она обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу контрольно-надзорным органам данных о местоположении и сохранности ввозимых в страну санкционных грузов.

Внедрение системы понадобилось потому, что Министерство транспорта РФ с 1 июля 2019 года разрешило транзит санкционных продуктов по территории России (см. допблок «Обязали запломбироваться»).

Автомобильной перевозкой грузов в 2018 году занималось 201 предприятие, что сопоставимо с показателем 2017-го (на тот момент эту деятельность осуществляло 197 компаний). На коммерческой основе в прошлом году грузоперевозки выполняли 35 организаций. Для 17 из них эта деятельность являлась основной. Всего, по данным Самарастата, в 2018 году автотранспортом перевезено 18,124 млн. тонн грузов, что на 4% больше аналогичного периода 2017 года. В данном показателе учитываются как результаты работы грузовых компаний, так и данные по тем предприятиям, которые занимаются перевозками для собственных производственных целей. Специализированные автотранспортные организации, по выкладкам статистического ведомства, улучшили результат 2017 года всего на 1%. Итого в 2018 году они перевезли всего 10,259 млн. тонн грузов. Грузооборот составил 2,176 млрд. тонна-километров (+11,1% к показателю годом ранее). Средняя дальность перевозки грузов в декабре 2018-го оказалась равна 131,6 км.

В январе — мае 2019 года грузоперевозки осуществляли уже 202 предприятия региона. При этом несколько выросло число компаний, для которых этот вид деятельности является основным — до 20 единиц. Всего за пять месяцев этого года автомобильным транспортом перевезли 6,081 млн. тонн грузов. Это на 11,2% меньше аналогичного показателя 2018 года. Зато за январь — май 2019-го грузооборот вырос на 9,7% по сравнению с тем же периодом 2018-го. В общей сложности он достиг 929,2 млн. тонна-километров.

По информации самарского филиала АО «Первая грузовая компания» (ПГК), в 2018 году с помощью услуг предприятия перевезено 7,5 млн тонн грузов, что на 6% выше показателей предыдущего года. Грузооборот филиала увеличился также на 6%, до 10,2 млрд. тонна-километров. Доля ПГК на полигоне Куйбышевской магистрали (КбшЖД) сохранилась на уровне прошлого года — 13%. «Драйверами погрузки в 2018 году стали нефть и нефтепродукты, сахар и лом черных металлов. В частности, объем перевозок нефти и нефтепродуктов вырос к уровню 2017 года на 6%, до 5,1 млн тонн. Отправка лома черных металлов увеличилась на 16%, до 721,5 тыс. тонн, сахара — на 33%, до 73,2 тыс. тонн», — рассказали на предприятии.

В ГК «Деловые линии» 2018 год называют весьма успешным. «По итогам прошлого года компания показала рост сразу по нескольким направлениям. В сегменте перевозок сборных грузов (LTL) предприятие прибавило 12% к выручке, обогнав средние показатели по рынку, которые, по данным агентства M.A.Research, составили 8%. Расширилась и география доставки — «Деловые линии» открыли в 2018 году около 50 новых подразделений и усилили свои позиции в Сибири и на Урале. Высокие темпы роста продемонстрировали и в области междугородных перевозок полными фурами — FTL. По сравнению с 2017 годом благодаря работе над качеством сервиса и расширению клиентского портфеля прирост выручки по направлению FTL в нашей компании составил 17%», — отметил директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич. По его словам, в 2018-м группа компаний получила статус аккредитованного агента Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, что открыло перед ней новые возможности по прямому сотрудничеству почти с 300 авиакомпаниями, а также доступ к специальным тарифам на авиаперевозки и 120 стран-направлений. «При сохранении основного перечня услуг мы глубже идем в сервис и новые технологии. Это позволяет нам разрабатывать адресные предложения. Сейчас клиенту из конкретной отрасли нужны свои условия на перевозку. Мы уже разработали особые условия на перевозку автозапчастей, мототехники, текстиля, малогабаритного груза и планируем дальше развивать подобную специализацию под потребности наших клиентов», — добавляет Лашкевич.

Через самарский аэропорт Курумоч, согласно данным Росавиации, в 2018 году отправлено 2,777 тыс. тонн грузов. В эту цифру вошли данные по внутренним и международным воздушным линиям, регулярным и нерегулярным перевозкам. Это несколько меньше результата 2017 года. Тогда через Курумоч отгрузили 2,936 тыс. тонн грузов. С чем связана тенденция, не совсем понятно. В аэропорту какого-либо комментария по ситуации «СО» не предоставили. Данные по объемам воздушных грузоперевозок в 2019 году пока не опубликованы.

Еще меньший объем грузов в прошлом году отправляли с помощью речной навигации. Как отмечается в годовом отчете АО «Порт Самара», по сравнению с 2017-м в навигацию 2018 года количество транзитных перевозок грузов сократилось. Аудиторы поясняют, что это произошло в связи с выводом на средний ремонт двух буксиров — «Урал-28» и «РТ-322». Зато в минувшем году компания несколько нарастила доходы от погрузки и перевозки песчано-гравийной смеси. Прирост составил 11,06 млн рублей. Сумма, вырученная обществом от перегрузочных работ, снизилась в 2018 году по сравнению с 2017-м на 4,4 млн рублей, составив 66,343 млн рублей. Основное свое внимание в прошлом году речпорт традиционно сконцентрировал на реализации речного песка (383,411 млн рублей — выручка в 2018-м).

Объем перевозки грузов АО «Порт Тольятти» в минувшем году составил 1,587 млн тонн, что ниже уровня 2017 года на 29,9 %. Эта информация содержится в годовом отчете предприятия. «На объемах перевозки грузов сказалось значительное уменьшение количества перевезенного песка в связи с завершением строительных работ на объектах к чемпионату мира по футболу», — дают пояснения аудиторы общества. В 2019 году плановый объем перевозки грузов предприятия, по их мнению, должен сохраниться на уровне показателей прошлого года, достигнув 1,588 млн тонн.

Сравнительно неплохо в 2018 году чувствовал себя «БашВолготанкер» — компания, управляющая флотом пароходства «Волготанкер» и обеспечивающая вывоз нефти и нефтепродуктов из Самарской области по рекам и морю. В прошлом году, согласно данным компании, ее флот перевез 1,8 млн тонн нефтепродуктов, что соответствует уровню 2017 года. Около 1 млн тонн груза от общего объема «БашВолготанкер» вывез из Башкирии. В номенклатуре перевозимых грузов традиционно преобладали темные сорта нефтепродуктов, в первую очередь мазут, доля которого составила 65%. «Транспортировка нефтепродуктов производства уфимских НПЗ осуществлялась в двух экспортных направлениях: северном — на Балтийское море и южном — в Керченский пролив. Впервые с 2014 года танкерный флот компании был задействован на участке Ярославль — Санкт-Петербург. Также в 2018 году была опробована схема прямой транспортировки уфимских нефтепродуктов по реке Белой без перевалки на Нагаевском рейдовом перегрузочном комплексе», — отмечается в пресс-релизе компании. В минувшем году «БашВолготанкер» обновил флот. «В рамках подготовки к навигации компания провела крупнейшую ремонтную кампанию за последнее десятилетие. Решение о масштабной модернизации принято руководством судоходной компании в связи с законодательными ограничениями на использование на внутренних водных путях однокорпусных несамоходных нефтеналивных судов, а также в соответствии с требованиями Конвенции МАРПОЛ 73/78 к судам, которые выходят в морские районы. В общей сложности «БашВолготанкер» модернизировал двадцать шесть единиц флота. На восемнадцати танкерах переоборудована грузовая зона, на двух — поднят настил второго дна, на семи баржах оборудован двойной корпус. Новую жизнь получили баржи типа «Бельская», которые проектировались специально для нефтеперевозок по реке Белой», — сообщается на официальном сайте предприятия. В 2019 году представители компании планируют сохранить объемы перевозок нефтепродуктов примерно на уровне 2018-го. «По-прежнему актуальными остаются задачи по дальнейшему повышению конкурентоспособности на рынке речных перевозок и расширению грузовой базы для эксплуатации флота компании», — резюмируется в пресс-релизе «БашВолготанкера».

«Общая перевозка в 2018 году в Самарском регионе выросла на 4%, автомобильным транспортом — на 1%. Грузооборот в целом увеличился на 11,4%, в том числе автомобильным транспортом — на 6,5%. Динамика перевозок грузов в значительной степени зависит от динамики промышленного производства. Поэтому погрузка является важным индикатором состояния экономики. Слабые результаты второго квартала 2019 года отражаются в транспортных показателях. За январь — май 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года погрузка в Самарской области снизилась на 0,2%, в том числе автомобильным транспортом — на 11,2%. При этом общий грузооборот в области снизился на 0,1%, в то время как грузооборот автомобильным транспортом увеличился на 9,7%», — отмечает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.

Тенденции 2018 года были достаточно четко выражены: рост себестоимости услуг грузоперевозок, чистка рынка от серых и черных компаний, старт активной фазы цифровизации отрасли. На федеральном уровне начаты работы по организации транзитного зеленого коридора по территории России — в связи с этим дан старт выработке единых стандартов. В 2018 году активно создавались транспортные агрегаторы в сегменте грузоперевозок.

«Самарское обозрение» от 15.07.2019