Суда типа «Бельские»: прошлое, настоящее, будущее

В навигацию 2018 СК «БашВолготанкер» задействовала на перевозках мазута и ТМС девять судов данного типа, в том числе пять судов, которые прошли крупнейшую модернизацию в межнавигационный период 2017-2018 годов. В компании уверены — суда будут осуществлять транспортировку грузов еще не одно десятилетие.

Проект судов этого типа разрабатывался Астраханским центральным конструкторским бюро. Проектное решение по модернизации судов судоходной компании также подготовлено АЦКБ под руководством генерального директора Анатолия Комиссарова, который рассказал о прошлом, настоящем и будущем «Бельских».

Анатолий Комиссаров

Родился 1 марта 1941 года в г. Улан-Батор (Монголия).

В 1961 году окончил Рыбинское речное училище, в 1975 — ГИИВТ по специальности «Инженер-механик».

Трудовую деятельность начал помощником электромеханика на судах ледокольного флота. Участвовал в перегоне речных судов Северным морским путем. С 1966 года работает в Астраханском центральном конструкторском бюро в должностях инженера-конструктора, руководителя группы, зав. судомеханическим отделом.

С 1987 — начальник АЦКБ, с 1993 — генеральный директор. Под его техническим руководством и при непосредственном участии созданы проекты многих судов: нефтеналивных барж, танкеров и др.

— Анатолий Викторович, расскажите, пожалуйста, как появились «Бельские»?

— До создания барж, с 1962 по 1963 годы, бюро выполняло проработки по определению оптимальных размеров и грузоподъемности нефтеналивных барж. Суда были необходимы для вывоза нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в бассейне рек Белой и Камы. В частности — с Уфимского нефтеперерабатывающего завода потребителям Волжского бассейна, для перевалки в танкеры и дальнейшей транспортировки по Волго-Балтийскому пути в европейскую часть России и в Европу.

В 1963 году было разработано несколько вариантов конструкций барж для перевозки вязких нефтепродуктов (мазута) — они обеспечивали эффективную перекачку и подогрев с наименьшими затратами. В процессе их создания использовался опыт проектирования, строительства и эксплуатации нефтеналивных барж проекта Р168А АЦКБ и проекта 403Б ОГК завода «Красное Сормово», рассмотрены правила «Германского Ллойда», «Английского Ллойда» и «Американского бюро», а также информация каталога по судам фирмы «Драво».

— Проектирование судна — сложная задача, где необходимо многое учитывать, в том числе район плавания. Какие путевые условия учитывались при проектировании «Бельских»?

— Эксплуатация барж предусматривалась на реках Белая, Кама, Волга и водохранилищах, в частности, Куйбышевском. Для работы на реке Белая учитывались ее особенности — извилистое русло, имеющее крутые изгибы, и величины проходной осадки судов 1,8–2,5 м. Для бассейна разряда «О» (Куйбышевское водохранилище) было учтено, что достаточно продолжительное время в навигационный период высота волн составляет меньше 1,5 м при силе ветра 5 баллов и менее.

С учетом этого, а также для снижения массы барж с одновременным увеличением грузовместимости, было принято соотношение главных размерений LxBxH, равное 5,5 вместо 6,6-7,5. Кроме того, было введено ограничение на эксплуатацию барж в водохранилищах при силе ветра более 5 баллов.

— Сколько всего судов этого типа было построено за все время?

— Первое судно «Бельская-1» спущено и передано в эксплуатацию в 1964 году. Оно и все последующие строились на судостроительно-судоремонтном заводе им. III Интернационала в Астрахани, слип которого позволял строить и поднимать суда шириной 20 м и более. Проектная организация и завод находились рядом, что позволяло оперативно решать все возникающие вопросы при постройке и сдаче барж.

Всего за период с 1964 по 1982 год на заводе построили 86 барж типа «Бельская» всех модификаций. Из них по состоянию на 2018 год эксплуатируется 16 барж проекта Р-27 и 23 баржи проекта Р-27К.

В 1971 году была разработана модификация барж для перевозки нефтепродуктов I и II классов, не требующих подогрева — проект Р27А для Амурского пароходства (строились на Хабаровской РЭБ).

Интересен разборный вариант баржи — проект Р27Л для Ленского пароходства (предусматривалась перевозка конструкций баржи на 25 ж/д платформах) в порт Осетрово на р. Лена.

— Какие компании эксплуатируют «Бельские» сейчас?

— Изначально заказчиком строительства и эксплуатирующей организацией нефтеналивных барж типа «Бельская» являлось пароходство «Волготанкер». В настоящее время владельцами барж являются различные компании, в том числе судоходная компания «БашВолготанкер».

«Бельская» до модернизации

— В чем преимущества «Бельских» перед другими судами?

— Баржи предназначены для перевозки вязких нефтепродуктов с температурой вспышки паров выше 60 С, в основном мазута, в бассейне разряда «Р» и с ограничением в бассейне разряда «О». Преимуществом барж «Бельская» является большая грузовместимость при малой осадке в грузу, а также большая производительность погрузки-выгрузки — береговыми средствами 600–1000 м3/час.

— На каких транспортных маршрутах баржа может осуществлять работу?

— Суда могут эксплуатироваться на маршрутах Волжско-Камского бассейна внутренних водных путей при проходной ширине шлюзов не менее 20 м и бассейнах рек Амур, Лена.

— Долгосрочная эксплуатация судна — какие препятствия вы видите? Как, по-вашему, их надо решать?

— За много лет произошли кардинальные изменения правил Российского Речного Регистра, в том числе по экологической безопасности. Современные баржи, находящиеся в эксплуатации, должны иметь двойное дно и двойные борта, должны быть предусмотрены конструктивные меры от разлива нефтепродуктов при выполнении грузовых и зачистных операций.

Можно прогнозировать и дальнейшее повышение требований к судам, предназначенным для перевозки нефтепродуктов. Поэтому суда, не соответствующие современным нормам, должны быть своевременно модернизованы для последующей долгосрочной эксплуатации.

Для барж типа «Бельская» решением является дооборудование вторым дном и вторыми бортами либо установка встроенных грузовых емкостей, например, горизонтальных цилиндрических баков по образцу проекта Р27М.

— «БашВолготанкер» провел в этом году масштабную модернизацию флота. Проектное решение устройства на корпусах «Бельских» второго борта и второго дна было разработано АЦКБ. Как формировалось и принималось проектное решение?

— Процесс проектирования начался с получения от судоходной компании «БашВолготанкер» технического задания и установки сроков выполнения проекта.

Основная сложность заключалась в поиске нужного варианта выполнения дополнительных конструкций, при котором масса устанавливаемого металла будет наименьшей, а грузоподъемность сохранится на максимально возможном уровне. Кроме того, спроектировать новые конструкции необходимо было так, чтобы трудоемкость их установки позволяла выполнить модернизационные работы в кратчайшие сроки.

В результате принято решение установить второе дно и вторые борта и увеличить общую высоту борта путем установки нового ширстречного пояса, что позволило компенсировать уменьшение объема грузовых танков. Учитывая сжатые сроки выполнения проекта, документация разрабатывалась в два этапа. На первом этапе проходила разработка и согласование конструкций корпуса с Нижне-Волжским филиалом РРР, а также передача документации заводам для выполнения модернизации.

Второй этап включал выполнение расчетов прочности судна, его остойчивости и др., подтверждающих правильность выбранных решений конструкций. Также на этом этапе разрабатывалась общесудовая документация и рабоче-конструкторская документация модернизации систем и электрооборудования.

При таком подходе со стороны «БашВолготанкера» необходима была уверенность в профессионализме конструкторского бюро в том, что все решения первого этапа будут оптимальны и верны и не придется переделывать конструкции корпуса после выполнения второго этапа проектирования. Выбранный подход позволил практически одновременно вести как разработку документации, так и выполнение работ по модернизации судов на заводах. При этом все вопросы, возникающие в процессе строительства барж, оперативно решались в рамках авторского надзора.

— Как думаете, что эффективнее — модернизировать суда или строить новые?

— Строительство новых барж с характеристиками, аналогичными баржам типа «Бельская», требует больших финансовых затрат и времени.

Конструкции барж в соответствии с действующими правилами получаются более металлоемкие — масса корпуса вновь проектируемых барж в сравнении с эксплуатирующимися аналогами может быть больше на 50% и более. Поэтому для достижения грузовместимости и осадки в грузу, таких же как у «Бельских», необходимо увеличение габаритов вновь проектируемой баржи.

Опыт модернизации судов в предыдущие годы, когда производилась установка вторых бортов и грузовых горизонтальных цилиндрических емкостей, повышение прочности корпуса до класса «О1,5», показал, что
«Бельские» продолжают успешно работать.

Модернизация барж проекта Р27К, заключающаяся в установке второго дна и вторых бортов с одновременным выполнением очередного ремонта, произведенная в период судоремонта 2017-2018 года, является удачной вехой
в продлении жизни этих судов. При этом затраты времени и финансов значительно меньше, чем строительство новых барж такой же грузоподъемности.

Степан Кулаков, портал «Корабел.ру» от 24.12.2018