«Профессия выбрала меня сама», — Алена Кучина о работе штурманом

Женщинам на флоте приходится не просто — стереотипы и предубеждения относительно прекрасной половины человечества, выбравшей «мужскую» профессию, всё еще сохраняются. Тем не менее, женщин это не пугает, и они все чаще связывают свою жизнь с флотом.

Так случилось и у Алены Кучиной. Более 10 лет девушка проработала штурманом на нефтеналивных судах, а после рождения дочери перешла на береговую должность. С этого года она трудится в ЗАО «БашВолготанкер» специалистом отдела анализа работы флота.

— Как вы пришли на флот?

— Флотских в моей семье нет — родилась в семье военного в Азербайджане. Именно здесь, в «стране огней», произошло мое знакомство с морем, и я влюбилась в водную стихию. Но эта любовь не переросла во что-то большее — мечты работать на судах никогда не было, и в моем случае можно сказать, что профессия выбрала меня, а не я ее.

В начале 90-х переехала в Самару, на родину отца. После школы решила поступать на факультет иностранных языков, но не сложилось. Тогда мне посоветовали поступить в Волжскую академию инженеров водного транспорта, что я и сделала. В 2000 году начала обучение во ВГАВТ по специальности «Судовождение на внутренних водных путях». Так началась моя флотская жизнь.

И если родилась я в семье военных, то сейчас моя семья стала флотской: и я, и муж — судоводители.

— Когда началась ваша трудовая деятельность на судах?

— Моя первая навигация в штатной должности началась в мае 2005 года в «Волготанкере», сразу после окончания академии. Я приступила к работе на танкере «Волгонефть–269», где капитаном был Александр Мунин. Мы вместе учились в академии. Он-то и предложил стать мне одним из членов его экипажа, не побоялся «суеверий» и взял в свою команду.

В 2006–2007 работала третьим штурманом на теплоходах «Нефтерудовоз–40», «Инженер Назаров», «Волгонефть–268». В 2007–2008 приступила к выполнению обязанностей второго штурмана на судне «Механик Чеботарев». После продолжила трудовую деятельность в другой компании.

— Каким должен быть штурман?

— Прежде всего, уравновешенным, ведь в работе достаточно опасностей, трудностей и непредвиденных ситуаций.

Нужно уметь легко находить общий язык с людьми. Во-первых, ты приходишь туда, где никого, как правило, не знаешь, и работать придется в обособленном коллективе не восемь часов, а несколько месяцев. Во-вторых, приходится общаться с агентами, пограничниками, таможенниками, инспекторами, портовыми работниками и др. — необходимо со всеми выстраивать взаимоотношения, договариваться.

Штурман должен быть здоровым и физически, и духом. Характер водной стихии постоянным не назовешь (туманы, шторма), нахождение в замкнутом пространстве, не всегда полноценный отдых — все это нагрузки, которые могут выбить из колеи.

Сегодня штурман является еще и делопроизводителем, поэтому важно быть грамотным.

— Что самое сложное в профессии штурмана?

— Отдаленность от дома, вероятность столкнуться со стихией лицом к лицу, транспортное происшествие — для каждого, кто выбрал эту профессию, что-то да найдется.

— Женщина — штурман. Было ли к вам предвзятое отношение со стороны экипажа?

— В экипаже порядка 13-15 человек, у каждого есть свое мнение. Несмотря на то, что женщины обладают знаниями и умениями, позволяющими им трудиться наравне с мужчинами, последние считают, что женщина на корабле — к беде. Думаю, к этому нужно относиться спокойно. Важно понимать, где вы находитесь и с кем работаете.

— Помогает ли опыт работы на судах в нынешней работе?

— Да, определенно. При анализе работы флота необходимо учитывать характеристики судов, направления, на которых они работают — здесь мне помогают знания внутренних водных путей, типов судов и т.д.

— Не исключаете, что вернетесь на флот?

— Все возможно. Единственная сложность заключается в том, что работнику флота необходимо постоянно поддерживать свою квалификацию. Судоводитель, более пяти лет не работавший на судах, теряет ее. Если время уйдет, а желание или возможность вернуться на флот возникнут, то придется начинать почти все сначала.

— Учитывая, что вы сами работали на флоте, как переживаете разлуку с мужем в период навигации?

— Сейчас технологии позволяют общаться на расстоянии хоть каждый день, поэтому практически всегда можно находиться на связи с родными. В целом же нужно проявлять уважение и терпение друг к другу, важно доверять близкому человеку.

— Какой совет вы бы дали девушкам, которые только начинают свою профессиональную деятельность на флоте?

— Всем матросам и ребятам-практикантам я всегда говорила — когда вы пишите заявление в отдел кадров с просьбой принять вас на работу, то ключевое слово здесь — работа. Если вы готовы трудиться, то у вас все получится. Речь идет не только о выполнении каких-то обязанностей — невозможно знать и уметь все. Трудиться надо и над собой.

При этом, выбирая профессию «судоводителя», вы должны понимать, что:

  1. Работать на танкерах тяжело и опасно, НО есть и другие типы судов.
  2. Штурман — это далеко не «береговая» профессия. Нужно обладать дополнительными знаниями и навыками на случай, если придется «бросить якорь», чтобы найти себя в другой отрасли. Или же придется учиться чему-то новому.
  3. В случае создания семьи и появления детей придется делать выбор — семья или карьера. Правда, у всех разные жизненные обстоятельства, кому-то удается совмещать и то и другое.
  4. Решили попробовать себя в этой профессии — пробуйте.

— Как считаете, работать на флоте престижно?

— Престижно иметь профессию и быть хорошим специалистом. Можно с уверенностью сказать, что сегодня необходимость в водном транспорте не менее актуальна, чем в наземном или воздушном. Чтобы бороздить реки и моря нужны умелые судоводители.

— Никогда не жалели, что пошли на флот?

— Не жалела и не жалею.