«Флот – это болезнь души». Старпом Ольга Лукина – о самом сложном и самом вдохновляющем в профессии.

Флот – не женское дело? Стереотип, годами воспитанный литературой и кинематографом, успешно опровергают сотрудницы «БашВолготанкера». Ольга Лукина уже 5 лет трудится старшим помощником капитана на танкере «Волгонефть-267».  Жамиля Гильманова работает вторым помощником капитана на теплоходе «Волгонефть-135». Еще одним помощником капитана на т/х «Урал-22» ходит Ольга Амплеева. В преддверии праздника 8 Марта «Вестник БашВТ» открывает серию статей о женщинах волжского нефтеналивного пароходства.

И первой мы попросили рассказать о своей работе Ольгу Лукину, старшего помощника капитана танкера «Волгонефть- 267»

Ольга, как вы пришли в профессию? Вы первая из семьи или продолжили династию?

В роду у меня флотских не было. Но я родилась и выросла на берегу Волги – в Астрахани. Все детство проходило на воде. С 12 лет начала заниматься парусным спортом в яхтклубе. К концу школы вопрос о будущем образовании уже не стоял – поступила в Речное училище здесь же, в Астрахани. Так получилось, что две практики проходили в плавсоставе «Волготанкера», и после училища я пошла работать в волжское нефтеналивное пароходство. Потом был небольшой перерыв, когда я уходила из компании, но все равно оставалась в нефтефлоте. С 2013 года тружусь уже в «БашВолготанкере»

Сейчас вы ходите на танкере «Волгонефть-267». А на каких еще судах работали?   

Это уже моя пятая навигация на 267-м. Практику проходила в астраханском представительстве «Волготанкера» на 114-м, 149-м, работала на 143-м. Еще были «Маршал Скоморохов» и «Капитан Бармин» – все эти суда, увы, были распроданы. Еще был опыт работы на 252-м, когда уходила из «Волготанкера».

Как отнеслись ваши родные к выбору профессии?

Сначала неожиданно — мама была в шоке. Но на первой практике я удачно попала в заграничный рейс в штатную должность. Рейсы были довольно продолжительные: Красноводск (Туркменбаши) — Таллин (Эстония) и Котка (Финляндия). Пошли первые деньги. Мама немного успокоилась. Сейчас уже привыкла. И все равно, каждую весну начинает нервничать, заранее скучать.

Что для вас самое сложное в профессии?

Самое сложное – уезжать. Дома остается дочка, конечно, скучаю по ней. Когда ты в рейсе, все трудности решаются по накатанной. Ищешь выходы, находишь общий язык с людьми, приобретаешь новые навыки. Сейчас критических моментов гораздо меньше. Считаю, мне повезло: вокруг хорошие люди и хорошие учителя, которые помогают. Да и сама интересуюсь, не теряю общение.

Сейчас критических моментов меньше, а что можете вспомнить из начала карьеры? 

Тяжело было в  первыенавигации в каждой должности. Когда я пришла работать в «БашВолготанкер» в должности старшего помощника капитана на танкер «Волгонефть-259», экипаж был укомплектован. Все более-менее перезнакомились, многие ни один год вместе работали. И тут я – новичок, да еще и женщина. Да еще и СПКМ. В первые дни, еще в процессе подготовки танкера, ребята устроили своеобразную проверку, подначивали шутками, смешками. По вечерам я плакала в каюте, а потом решила: все-таки я не последний человек на судне, они должны это принять. Перестала стесняться и молчать… Теперь мы дружим и до сих пор все общаемся.

Между навигациями вы общаетесь с командой? Или за сезон настолько все надоедает?

Мы все из разных городов – не часто видимся, зато регулярно созваниваемся. В этом году почтивесь наш экипаж приезжал в Астрахань на продление морских дипломов и свидетельств в МАП, который рядом с моим домом. Естественно, мы виделись. Так что этой зимой соскучиться не успела. А так, периодически ездим к друг другу в гости, встречаемся у нашего капитана в Нижнем Новгороде.
Мы с капитаном уже четыре года работаем вместе на 267-м. Считаю, нам с ним повезло – и с профессиональной, и с человеческой точки зрения. Вокруг него команда сплотилась. Это отражается на всем. Мы все очень переживаем за наш танкер, заботимся о «нашей ласточке». Даже в межнавигационный период капитан, механик и я поддерживаем связь с людьми, наблюдающими за ремонтными работами, «дистанционно» участвуем в зимней жизни судна.

Что вас больше всего в профессии вдохновляет? Что заставляет идти в рейс?

Весомую роль играет и само желание уехать из города, и финансовый вопрос, конечно. Но все же, судоходство – это особая любовь. Когда лед-снег только начинает таять, уже наступает «мандраж». Чтоскоро в рейс, скоро собирать чемоданы. Дома не можешь долго находиться. Были годы, когда думаешь: не могу больше, пора завязывать. А к весне снова – хочу в рейс и все. Мы все – «больные» люди! Флот – это болезнь души!