Флорида Артюшкина: «Повар должен дарить улыбку членам экипажа!»

От повара на судне зависят работоспособность и состояние здоровья всех членов экипажа.  Его работа сложная и связана с большими трудностями. Об этом не понаслышке знает Флорида Артюшкина — повар теплохода «Урал–30». Педагог с музыкальным образованием, в 2008 году она перешла на флот к супругу, капитану «Урал–30» Павлу Артюшкину.

Мы пообщались с Флоридой Рифовной и узнали, как в ее жизни появилась музыка, кулинария и флот.

— Флорида Рифовна, как вы решили стать судовым поваром?

— Сама я из семьи речников. Отец Риф Гадеевич — участник Великой Отечественной войны — всю свою жизнь работал механиком на пассажирском теплоходе «Салават Юлаев». Мама Амина Фатхутдиновна— заслуженный работник торговли — трудилась там же шеф-поваром ресторана. Несмотря на то, что родители были связаны с флотом, мне очень хотелось стать педагогом. В детстве я окончила музыкальную школу по классу фортепьяно, а после школы поступила в Башгоспединститут в Уфе и получила высшее педагогическое образование. На выбор профессии повлияли дедушка и бабушка — дед Гадей Рафиков до войны был директором школы, а бабушка Халима Рафикова работала там же учителем русского языка и литературы.

Сразу после окончания института прошла годичный курс обучения на повара и успела поработать одну навигацию с мужем на танкере. После длительного перерыва вернулась в «БашВолготанкер» — в 2008 году муж Павел Николаевич трудился сменным капитаном на теплоходе «Урал–25», куда я и поступила поваром. В 2009 году его назначили капитаном судна «Урал-30», где мы и работаем вместе.

До работы на судах в течение 30 лет работала музыкальным руководителем в дошкольном образовательном учреждении. Перейдя на флот, продолжила прививать детям любовь к музыке, но уже в межнавигационный период. С этого года оставила работу педагога и решила проводить зимнее время с семьей.

— Расскажите про семью — есть ли те, кто связан с флотом? Или может быть кто-то работает поваром или педагогом?

— Педагогом стала старшая дочь Динара. Она окончила музыкальную школу по классу аккордеона и работала в детском доме. С творчеством связана и внучка Валерия, которая сейчас учится в музыкальной школе и радует нас победами на различных конкурсах. Младшая дочь Амина пошла по моим стопам и с 17 лет работает поваром в ресторане. Еще одна дочь Света сейчас в декретном отпуске — занимается воспитанием троих детей.

— Какие основные профессиональные требования предъявляются к повару на судне?

— Естественно, нужно уметь готовить. Учитывая, что в течение долгого времени приходится находиться вне берега, то без разумной экономии не обойтись. Поэтому одно из важных составляющих в работе судового повара — экономичность. Человек должен быть чистоплотным и аккуратным — камбуз всегда нужно содержать в чистоте. Нужно уметь грамотно составлять список продуктов и правильно раскладывать товары по морозильным камерам и полкам, т.к. повар отвечает не только за качественное приготовление пищи, но и хранение продуктов.

Но все же самое главное — повар должен дарить улыбку членам экипажа!

— Какими личными качествами должен обладать повар?

— Без стрессоустойчивости на судне будет тяжело. Как и без коммуникабельности — нужно уметь налаживать теплые доверительные отношения с людьми. К счастью, в нашей семье проблем с этим нет. Кроме того, важным качеством является доброта. Не зря говорят, что повар – душа экипажа. Нужно уметь избегать конфликтных ситуаций и создавать благоприятную атмосферу в коллективе.

В этом году, например, к нам присоединились 18–летние ребята — для них это первая длительная навигация после окончания училища, им не привычно, тяжело, бывает, что ходят грустные. В такие моменты я стараюсь отвлекать их разговорами. И опять же помогает улыбка;)

— С какими сложностями приходится сталкиваться?

— В отличие от работы повара на берегу, здесь вас ждут качки — готовить в таких условиях не просто. Продукты закупаются на десять дней, поэтому если что-то не купили заранее, то проблем не избежать. На судне могут возникнуть сложности с хранением продуктов — иногда приходится самостоятельно печь хлеб.

С выходными у судового повара тоже не все так просто — их просто нет. Навигация 2018 длилась почти 7 месяцев — за это время у меня не было ни одного выходного.

— Помогают ли вам члены экипажа?

— У них полно задач, да и я справляюсь — каждый занят своим делом. Но без поддержки они меня не оставляют и помогают с закупками — приносят продукты, раскладывают их.

— Что входит в меню речников? Учитываются ли кулинарные предпочтения членов экипажа?

— Рацион зависит от времени года. Кулинарные предпочтения стараюсь учитывать. Например, если кто-то не ест печень, то заменяю ее котлетой. Не обходят нас мимо и праздники. В дни рождения стараюсь печь торт — моим фирменным является «Прага». На пасху испекла куличи.

— Работать на флоте морально тяжело. Как вы справляетесь с трудностями, связанными с этим?

— Я стараюсь планировать каждый свой день — дела помогают переключаться. Например, заранее делаю заготовки, когда знаю, что завтра в меню сложные блюда. Отвлечься от переживаний также помогают приятные женские заботы. Во время стоянок стараюсь выбираться в город, чтобы порадовать себя новой стрижкой.

Бывает, конечно, что идет дождь, и начинаешь грустить. Но ни в коем случае нельзя это плохое настроение передавать другим! Заряжайте окружающих позитивом и только позитивом, особенно это важно на флоте, где работаете в закрытом пространстве.